Папки-передвижки

Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности

Надежда Петровна Абросимова
Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной деятельности.

Составитель: Абросимова Н. П., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад, ВКК.

Возрастная группа: речевая группа (дети 5-7 года жизни)

Форма совместной деятельности : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Форма организации : групповая

Публикация «Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности» размещена в разделах

Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Цель: Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи:

- познавательные:

закрепить с детьми понятие «право» в доступной для их возраста форме;

систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;

создавать условия для их практического применения;

рассмотреть и проанализировать права сказочных героев в литературных произведениях.

- воспитательные:

воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;

способствовать развитию вежливости, доброжелательности, ответственности.

- развивающие:

развивать правовое мировоззрение;

развивать умение рассуждать, анализировать, общаться в детском коллективе;

расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

развивать эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и умения.

Средства:

наглядные: иллюстративный материал к сказкам, солнышко, тучки, книги, картинки – раскраски по сказкам, цветные карандаши.

литературные: пословицы и поговорки, стихи.

оборудование: игровые медицинское принадлежности, коробочка, зеркало, разрезная картинка, мольберт, магниты.

Этапы совместной деятельности Содержание

деятельности Деятельность

педагога Деятельность

детей Ожидаемый

результат

1. Мотивация к деятельности де-тей.

Цель: Организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать, мотивировать детей на включение в деятельность. Дети по одному входят в групповое помещение, приветствуют присутствующих разными словами (Доброе утро, здравствуйте, добрый день) и называют своё имя. Встают полукругом. Педагог тоже приветствует всех и называет своё имя.

-Ребята, вы сейчас назвали своё имя.

- Как вы думаете, зачем человеку имя?

(Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться).

-.В «Конвенции о правах ребенка» за-писано, что все дети при рождении имеют право на имя. Как вы думаете, что это за книга? (Это книга, где записаны права детей.)

Никто и никогда не может забрать у вас ваше имя. Мне очень нравятся какие имена дали вам ваши родители, а как они вас называют ласково?

Словесная игра «Назови своё имя ласково» Вовлекает в совместную деятельность, стимулирует любознательность, интерес, эмоционально включает в действия, создает игровую, проблемную, мотивационную ситуацию через вопросы.

Показывает детям книгу. Обращает на неё внимание детей, задаёт вопрос.

Организует словесную игру. Слушают, размышляют, высказывают своё мне-ние.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, что написано в данной книге.

Называют ласково свои имена. Умеет управлять своим поведением, соблюдает обще-принятые нормы поведение, проявляет готовность к действию.

Знакомы с доку-ментом, где написаны права ребёнка.

Знают как можно изменить своё имя и назвать его лас-ково.

2. Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.

Цель: Актуализация знаний детей, создание проблем-ной ситуации, вы-явление проблемы, постановка цели деятельности. - Ребята, сегодня я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Праволандия. (от слова ПРАВО). В этой стране жили люди, звери, насекомые и все были счастливы, потому что у каждого из них было много прав : право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. И светило над этой страной очень яркое солнце, от лучей этого солнца у жителей города было всегда хорошее настроение. И все бы у них было хорошо, если бы.

- Однажды это солнце не закрыли тёмные - претёмные тучи, налетел злой холодный ветер, и все жители Праволандии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны надеются, что кто-нибудь им поможет освободить солнце, разогнав тучи, и вернуть им их права. - Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Праволандии? Я тоже думаю, что сможем. Поможем разогнать злые тучи, а заодно и узнаем права жителей этой страны.

Выявление «знания-незнания», стимулирование общения, любознательности детей, создание ситуации вы-бора, поощряет детей к высказыванию, отвечает на вопросы, вовлекает в совместное планирование, поддержка детской инициативы.

Рассказывает детям о беде, которая случилась в сказочной стране. Обращает внима-ние детей на иллюстрацию солнца, закрытого тучами.

Подводит к размышлению.

Нацеливает на дальнейшие действия.

Слушают, стараются понять проблему, высказывают свое суждение о проблеме, предлагают пути решения данной проблемы.

Умеет слушать, отвечать на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно предложить решение проблем, способны к принятию собст-венного мнения, решения.

3. Решение проблемы

Цель: Формирование элементарных представлений о правах де-тей, установление причинно следственных связей ме-жду ними. -И так, в Праволандию вперёд.

Много там чудес нас ждёт,

Будем задания все выполнять

И жителям этой страны помогать.

А помогут нам в этом вот эти книги, которые стоят на нашей книжной пол-ке.

(Книги К. И. Чуковского: «Айболит», «Муха—Цокотуха», «Телефон») «Приключение Буратино,» «Теремок».

Берём (по желанию детей) любую книгу.

-Воспитатель читает абзац. (Вдруг ка-кой-то паучок, нашу муху в уголок поволок…

О каком праве напоминают нам эти строки? (Право на свободу, на непри-косновенность). В каких сказках на-рушено это право?

(Сказка «Гуси –лебеди»,

-Что случилось с героем этой сказки?

«Волк и семеро козлят».

-Что сделал волк?

«Маша и медведь»

-Для чего медведь удерживал девочку?

Никто не имеет права ограничивать свободу детей.

-Мы помогли вернуть это право жителям страны Праволандии, убираем одну тучку.

Вторая книга «Телефон»

-У меня зазвонил телефон, кто говорит? Слон…

А потом позвонили цапли… (диалог с ребенком).

-Ребенок Нельзя ли прислать капли.

Мы лягушками нынче объелись,

У нас животы разболелись.

-О каком праве говорится в этом от-рывке? (право на здоровье).

-А что значит «имеет право на здоровье»?

В какой ещё сказке нарушено это право?

(В сказке Айболит, заболевшие звери не получили помощи пока не приехал Айболит).

Д-упр. «Помоги Айболиту собрать необходимое медицинское оборудование».

Жители Праволандии благодарят вас, что вы вернули им право на здоровье. (убираем ещё одну тучку).

Воспитатель берёт книгу с книжной полки и загадывает загадку про Буратино.

«На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло …» (Буратино).

-Для чего Папа Карло подарил ему Азбуку?

-Какое право имеет Буратино? (право на образование).

Посмотрите на иллюстрации и выберите те, на которых отображено это право. (Сказки «Золотой ключик», «Вовка в тридевятом царстве»,

«Лесная школа».)

-Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?

«Век живи – век учись».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Учиться никогда не поздно».

«Учиться всегда пригодиться».

«С книгой дружить – грамотным быть».

-Вот и ещё мы убираем одну тучку с

нашего солнышка.

Физминутка «Крикнешь громко рас-сержусь» (дети становятся в круг и повторяют движения согласно тексту).

Крикнешь громко – рассержусь

Рассержусь и отвернусь.

Скажешь тихо – повернусь

Повернусь и улыбнусь.

Топнешь громко – рассержусь

Рассержусь и отвернусь.

Топнешь тихо – повернусь

Повернусь и улыбнусь.

Хлопнешь громко – рассержусь

Рассержусь и отвернусь.

Хлопнешь тихо – повернусь

Повернусь и обнимусь.

-Ребята, посмотрите, какая – то сломанная постройка здесь, интересно, что это за строение?

Д-упр. «Построй дом» (Из бумаги на мольберте составить дом, начиная с фундамента). Из какой сказки этот до-мик? (Теремок).

(имя ребёнка) –Найди на книжной полке эту книгу.

Что случилось с героями сказки?

Какое право нарушил медведь?

Как он решил исправить свою ошибку?

В каких ещё сказках нарушено право на дом и семью?

(«Заюшкина избушка», «Три поросёнка»,

-Какой замечательный дом получился. Я думаю, что кто – нибудь из сказочных героев обязательно в нём поселится и будет жить.

-Ещё исчезает одна тучка с солнышка.

Задает вопросы, стимулирует процесс мышления, рассказывает, объясняет, рассуждает, предоставляет возможность задавать вопросы, проявляет уважение к детским высказываниям, комментирует детские высказывания, выражает искреннее восхищение, устанавливает ограничения.

Создаёт ситуации для проявления детской инициативы и самостоятельности;

Выходит с детьми на диалог.

Учит рассуждать, делать самостоятельно выводы.

Предлагает поиграть, выбрать те предметы, которые необходимы врачу для работы обращает внимание детей на книжную полку, приобщает их к чтению художественной литературы.

Читает загадку. Подводит детей к обсуждению.

Включает детей в деятельность, организация работы с наглядным материалом,

Предлагает детям вы-брать иллюстративный материал, который отображает право на образование.

Предлагает вспомнить знакомые пословицы и поговорки.

Динамическая пауза.

Организует физминутку для расслабления детей.

Обращает внимание детей на разрезную картинку, нацеливает на игру.

Включает детей в деятельность, способствует тому, что бы дети самостоятельно решали возникшие проблемы, советует, поддерживает.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Выражает искреннее восхищение, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию, проявляет уважение к дет-ским высказываниям.

Отвечают на вопросы, наблюдают за действиями других детей, проявляют изо-бретательность, выстраивают полный ответ.

Самостоятельно выбирают книги.

Вступает в диалог с воспитателем.

Принимают участие в игре, классифицируют предметы по на-значению.

Отгадывают загадку, беседуют по содержанию.

Рассматривают и выбирают нужные иллюстрации,

Рассказывают знакомые пословицы и поговорки.

Выполняют движения в соответствии с текстом для снятия напряжения и утомления.

Участвуют в обсуждениях, вы-сказывают своё мнение, опираясь на картинку, что должно получиться.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

Составляют из частей целое.

Отвечают на вопросы.

Слушают, выражают различные эмоции посредством действий, слов, делятся впечатлениями,

Проявляет инициативу и самостоятельность, открыт внешнему миру, взаимодействует с воспитателем и детьми, имеет раз-витое воображение, творчески решает проблему, способен к волевым усилиям, про-являет способность совместной деятельности.

Знают сказки, рас-сказывают их.

Знают медицин-ские принадлежности, их применение.

Могут из нескольких иллюстраций выбрать необходимые для дальнейшей деятель-ности.

Знают пословицы, поговорки, могут применять их

Могут соотносить слова с действием.

Могут составлять из частей целый предмет, анализировать.

Умеют радоваться своим результатам.

Знают сказки, называют их.

Соотносят поведение сказочных ге-роев с нарушением прав.

4.. Закрепление

Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; умение мыслить: сравнивать, обобщать, анализировать, проводить наблюдение,

Ребята, осталась только одна тучка.

Оказывается у жителей Праволандии есть не только права, но и обязанности. Как вы думаете, какие обязанности есть у вас? (ответы детей)

Игра «Кто самый важный на Земле?

Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя коробочка, а в ней отверстие. Внутри коробочки, на дне лежит зеркало. Воспитатель говорит, что ему прислали коробочку, в которой можно увидеть изображение самого важного человека на Земле. Предлагает детям посмотреть на этого человека, но другим не рассказывать, пока все не посмотрят. В конце спрашивает, кто же самый важный человек на Земле?

(ответы детей).

Предлагаю коробочку 2,3 детям.

Словесная. игра «Назови какой ты?»

-И последняя тучка исчезает с нашего солнышка.

Задаёт вопросы.

Подводит к размышлению, предлагает рас-сказать об обязанностях детей.

Организует детей, кон-центрирует внимание на основное правило игры.

Формирует у ребенка позитивное отношение к своему «Я»,

даёт понять, что каждый человек - личность и он должен любить и уважать себя.

Делают самостоятельный выбор.

Выполняют зада-ние в соответствии с установленными требованиями.

Принимает участие в игре, подбирает слова по отношению к се-бе.

(играют словами)

Знают свои обязанности рассказывают о них.

Проявляет инициативу, самостоятельность и творчество, уверен в своих силах, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

5. Рефлексия (анализ и результат)

Цель: Выявить о оценить результаты деятельности эмоционального состояния детей.

(Имя ребёнка) -Что главное ты для себя сегодня запомнил?

-Поделись своими впечатлениями.

-О чём бы ты рассказал сегодня маме с папой?

-Ребята, жители страны Праволандия благодарят вас за помощь, за то, что вы помогли вернуть им их права, и яркое теплое солнышко. Пусть больше никто и никогда не сможет забрать права не у этих жителей, не у нас с вами.

Стихотворение (дети)

1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва,у него уже с пеленок появ-ляются права!

2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;

3. Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий мирный сон.

4. Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

5. Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым.

6. И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один! Выражает признательность, задает вопросы стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания, поддерживает, со-ветует.

Предлагает закрепить права детей через чтение стихотворения наизусть.

Следит за выразительностью речи детей, чётким произношением звуков. Выражают собственное суждение, делятся впечатлениями, рассказывают о своих чувствах.

Рассказывают стихотворение «цепочкой».

Самостоятельно исправляют речевые ошибки. Способен оценивать свою деятель-ность, свой вклад в решении проблем.

Знают права, называют их.

Могут выразительно читать стихи.

7. Открытость. Ребята, на столах лежат картинки – раскраски к сказкам, в которых нарушены права сказочных героев. Выберите себе любую, в свободное время в группе или дома можете раскрасить их, рассказать своим друзьям или родителям о своих правах. Предлагает закрепить материал в продуктивной деятельности.

Следит за правильностью выполнения задания. Рисуют, делятся впечатлениями. Проявляет готовность к действию.

Публикации по теме:

Занятие по систематизация знаний детей о гражданских правах и обязанностях «Права ребенка» в подготовительной группе «Права ребенка» подготовительная группа Цели: • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях; • развивать.

Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий.

Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических знаний у детей средней группы Задачи: - Совершенствование умения определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади. - Развитие.

Конспект ООД в средней группе «О правах ребёнка»Конспект ООД в средней группе «О правах ребёнка» В гости к нашим детям с беседой пришёл заместитель прокурора района. Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам.

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников» Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди.

НОД по формированию элементарных математических знаний «Путешествие на остров знаний» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Непоседы" НОД по математике: «Путешествие на остров Знаний». Подготовительная.

Педсовет «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Педагогический совет на тему: «Формирование.

Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности Статья "Формирование толерантности и культуры поведения в в коммуникативной деятельности" Сегодня все большее распространение в детской.

Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности
Опубликовано: 22 июня 2018 в 20:51
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД