МААМ-картинки

Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности

Нейман Екатерина
Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности

Статья "Формирование толерантности и культуры поведения в в коммуникативной деятельности"

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают в дошкольные учреждения. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Публикация «Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности» размещена в разделах

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В кодексе РБ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т. д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- детская бестактность;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение с ними и т. д.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что вызывает эмоциональное состояние и переживания детей, так и в форме их протекания. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Л. С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя». Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитании толерантности в дошкольном возрасте. Практическая деятельность и отношение ребенка к другим людям - понятия, тесно связанные друг с другом. Практическое взаимодействие ребенка со взрослым или сверстниками, рассматриваемое в генетическом плане, порождает определенные эмоциональные проявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях, позициях, установках. В дальнейшем эти отношения сами определяют направленность деятельности, её мотивы и динамику. Формирующиеся в процессе практической деятельности и реального взаимодействия детей образы - эталоны как внутренние регуляторы поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Это система образов, регулирующих возникновение стереотипных форм поведения ребенка в различных ситуациях его жизни и деятельности. Практическая деятельность так же является неотъемлемой частью воспитания толерантности в дошкольном детстве. Особую ответственность дошкольного периода детства Д. Б. Эльконин усматривал в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в их трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности. К концу дошкольного возраста у ребенка впервые появляются представления о себе как члене общества. Постепенно у него накапливается осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. Происходит формирование обобщенного отношения к самому себе, своим переживаниям, которое остается одним и тем же в различных ситуациях, обобщенное отношение к окружающим и понимание своей ценности. Формируется самооценка. Так же в старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает возможность контролировать свое поведение, подчинять его. Поведение становится опосредованным внешними образцами, правилами. Анализируя дошкольный возраст, необходимо отметить возникновение «эмоционального предвосхищения, которое играет важную роль в более сложных по своему составу и мотивации формах продуктивной и игровой деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и для выполнения которых ребенку необходимо не только предварительно представить результаты своих действий, но и заранее почувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого». (Л. С. Выготский). Существенную роль играет не столько исполнительская, сколько ориентировочная часть детской деятельности. Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость. Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности. Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.);

- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности - в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. Детская литература (такие ее жанры как сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы) позволяет приобщить дошкольников как к национальной, так и общечеловеческой культуре. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Как отмечает Л. Д. Короткова, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Важная роль отводится культурно-этнической функции сказки. Сказка, как феномен культуры этноса, исторически отражает хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, его традиции и обычаи, предметную атрибутику. В индивидуальных формах обучения, дидактических играх педагог закрепляет названия других стран и их столиц, знания о растительном и животном мире, культуре других народов. В календарно-тематическом планировании целесообразно использование сказок в разных видах деятельности. Так, в учебной деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя в старшем дошкольном возрасте обсуждаются такие темы: «В гостях у народов Севера» (чтение нанайской сказки «Айога», «Путешествие в Африку (чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок», «Это пришло к нам из разных стран» (чтение китайской народной сказки «Сказка о чае»). В общении с детьми планируется беседа «В каких сказках рассказывается о жизни других народов?». В познавательно-практической, трудовой деятельности дошкольникам предлагается составить карту путешествий, рассмотреть иллюстрации к сказкам. Планируются дидактические игры, например, «Кем из сказки ты мог бы стать?», в художественной деятельности предусматривается проведение литературной викторины «Сказки разных стран», чтение сказок во вторую половину дня. При подборе сказок целесообразно обратить внимание на их нравственную ценность, сказки должны быть увлекательными, достаточно информативными (в них должны быть обязательно отражены природные, культурные, бытовые и другие особенности каждого народа). Хорошо, если сказки будут иллюстрированы. Если нет, то дошкольникам можно предложить проиллюстрировать сказку. Чтение (рассказывание) сказки необходимо подкреплять наглядностью о природе этой страны, о людях (показать национальные костюмы и традиционное жилье, музыкой, народными играми. При работе со сказкой можно использовать разнообразные формы: чтение (рассказывание) сказок и их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков по мотивам сказок народов мира и др.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семейных взаимоотношений. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Литература:

1. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. -метод. ст. – 2 – е изд., стереотип. – М., 2003. –

2. Короткова, Л. Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы /

3. Л. Д. Короткова. – М. : Педагогическое Общество России, 2001. – 128 с.

4. Вовк Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого /

5. Л. А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33. -С. 29; №34. -С. 24.

6. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

7. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

8. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры средствами познавательно-исследовательской деятельности Актуальность работы: Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно.

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности «Четыре сезона» Вид проекта: познавательно – творческий. По сроку реализации проект долгосрочный: сентябрь-май 2016 года Участники: воспитанники подготовительной.

Формирование навыков культуры поведения дошкольников в общественных местах Презентация по Формированию навыков культуры поведения у старших дошкольников раскрывает особенности работы воспитателя по данному направлению.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности» .

Конспект занятия с детьми старшей группы «Поход в магазин». Формирование у детей культуры поведения в общественных местах Социальный педагог МДОБУ№ 31 Литвинова Г. В. Цель: формирование культуры поведения у детей в общественных местах, в магазине. Задачи:.

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников» Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди.

Планирование внеучебной деятельности. Формирование навыков правильного поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками Планирование внеучебной деятельности. Формирование навыков правильного поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками. (беседы,.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности
Опубликовано: 20 января 2018 в 11:07
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД