МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Елена Егошина
Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект родительского собрания

в старшей группе на тему:

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Цель: Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Публикация «Конспект родительского собрания „Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

2. Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

3. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником;

4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Форма проведения : Круглый стол

Место проведения:

Подготовка:

1. Написать для родителей приглашение с указанием темы собрания.

2. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов.

3. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на экологическую тему.

4. Оформить фотовыставку «Природа – это сказка».

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканы, емкости с солью, сахаром, ложки, краски, кисточки, салфетки, кусочки льда, цветок-ромашка.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Показ экологической сказки «Репка» .

3. Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

4. Игра «Ромашка»

5. Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье"

6. Подведение итогов родительского собрания и принятие решение

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание детей с детства – одна из актуальных тем нашего времени. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой : уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.

В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

Как говорил известный эколог (В. А. Алексеев).

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе. .»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

Давайте же, родители, подумаем и мы,

-Как заложить в детишках фундамент доброты.

Как научить их край любить,

Природу охранять.

Всегда защитниками быть

И никого не обижать!

Сейчас мы посмотрим экологическую сказку «Репка», которая поможет нам повысить экологические знания и применить их в воспитании детей.

2. Показ экологической сказки «Репка»

Ведущий: Посадил дед репку. А когда её сажают? (Весной)

Дед: Сколько времени прошло, а она не растёт? Бабка, иди помоги!

Бабка. Да, мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу. Полью.

Несёт воду красного цвета.

Дед. Что-то водичка странная. Где ты её взяла?

Бабка. В нашей речке. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться.

Зовёт внучку.

Внучка, смотри, какая водичка красивая!

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, что ты! Наш завод туда спускает, отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Пойду принесу воды из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку.

Дед, бабка и внучка сели вокруг репки и ждут.

Дед, бабка, внучка (вздыхают). Не растёт!

Внучка. Жучка! Иди помогай!

Жучка. Надо землю взрыхлить.

Лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет.

Жучка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка! Иди помогай!

Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор.

Кошка. Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё вокруг засорили.

Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой и внучкой.

Все. Расти репка большая- пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка. А что меня не зовёте? Репка выросла?

Все. Пусть растёт до осени. Тогда и будем урожай собирать.

Ведущий. И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле:

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит…

Давайте, люди, любить планету.

Во всей Вселенной похожей нет.

Во всей Вселенной на всех одна.

Что будет делать без нас она?

После просмотра.

Вывод: У нас с вами одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

3. Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. В связи с этим я работаю над темой: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Почему средствами экспериментальной деятельности?" Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел" К. А. Тимирязев

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Как развлечь ребенка дома? Можно, конечно, включить ему мультики. Но мы Вам предлагаем другой вариант - провести любопытные эксперименты. Пользы будет гораздо больше. Ребенок будет в восторге, как и родители. Опыты очень простые для исполнения. Пробудите в себе любознательность! Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.

А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с водой. Мы познакомимся со свойствами воды.

1. Подойдите к столам. Посмотрите на посуду, с которой мы будем работать. Из чего она сделана? Как надо обращаться со стеклянной посудой? Почему?

Возьмите по стакану с водой. А теперь сквозь воду в стакане посмотрите вокруг. Хорошо ли вам видно предметы, на которые вы смотрите?

Вывод: чистая вода прозрачная.

2. Вода не имеет запаха. Предложить понюхать воздух в банке.

Вывод: вода не имеет запаха.

3. Положим в разные стаканы соль, сахар. Помешайте и попробуйте на вкус. Какая вода на вкус? (солёная, сладкая).Рoдители, посмотрите, соли, сахара, не видно, а вкус остался.

Вывод: Вода – это мощный растворитель.

4. A сейчас закройте глаза (по руке каждого проводится кусочком льда)

-Что вы почувствовали? Мы почувствовали холод.

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

- Чем-то мокрым, холодным, льдом.

-Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

- Лёд начинает таять, превращается в воду.

- Так что же такое лёд?

Лёд- это вода в твёрдом состоянии.

-В каком состоянии может быть вода?

-Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.

-Возьмите салфеточки и протрите руки.

5. - Как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.

-Возьмите кисточки, опустите её в краску и перемешайте воде.

-Изменила вода свой или нет?

- Вода изменила свой цвет

-Какого цвета стала вода у….

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

-Вода может менять свой цвет.

- С какими новыми свойствами воды мы сегодня познакомились?

-Вода прозрачная.

-Вода не имеет запаха

-Вода – это мощный растворитель

-Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии

-Вода может менять свой цвет.

Уважаемые родители, начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

4. Игра «Ромашка»

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нежно разделиться на две команды, пересядьте, так чтобы команда была за одним столом. Учитываться будет правильность ответов. Вам предлагается цветок ромашка, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и загадывать соперникам загадку.

Загадки:

1) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)

2) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)

3) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора. (Зима)

4) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)

5) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

6) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет. (иней)

7) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)

8) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)

9) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)

10) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)

11) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)

12) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)

13) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)

14) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)

15) Искры небо прожигают, а до нас не долетают? (метеориты)

16) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди — он все будет впереди? (горизонт)

17) Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу. Днем она не видна. (млечный путь)

18)Бежал по тропинке луговой - кивали маки головой; бежал по речке голубой - речка сделалась рябой. (ветер)

19)Что за конь над водой трясет гривой золотой, (северное сияние).

Подведение итогов конкурса и вручение дипломов.

5. Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье"

«Книга в семье»

ФИО___

Возрастная группа___

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

___

___

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

___

___

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру. (нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком? ___

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе?

___

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?

___

8. Используете ли Вы ее при общении с ребенком?

___

9. Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю, как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую; ребенок не интересуется. (нужное подчеркнуть)

6. Подведение итогов родительского собрания и принятие решение

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Решение родительского собрания :

1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

3. В процессе экспериментов развивать у детей любознательность, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.

Публикации по теме:

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности «Четыре сезона» Вид проекта: познавательно – творческий. По сроку реализации проект долгосрочный: сентябрь-май 2016 года Участники: воспитанники подготовительной.

Формирование экологической культуры дошкольников (консультация для родителей) Для родителей «Быть может вся природа – сиянье красоты? Сказать мгновенью: стой! Быть может, вся Природа – мозаика цветов? Быть может,.

Формирование начал экологической культуры дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами В настоящее время, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры.

Формирование экологической культуры у дошкольников Формирование экологической культуры у дошкольников Возмищева Татьяна Сергеевна, Воспитатель I кв. к., МБДОУ “Детский сад комбинированного.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников» Консультация для воспитателей «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ» За вторую половину уже прошлого столетия природа нашей.

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ экологической культуры старших дошкольников» Все хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Перспективный план «Формирование проектно-исследовательских умений, навыков и экологической культуры у дошкольников» Перспективный план по теме «Формирование проектно-исследовательских умений, навыков и экологической культуры у дошкольников в процессе.

Перспективный план работы с детьми «Формирование экологической культуры дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 19 июня 2017 в 12:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Егошина (УИ 695110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД