Любовь Ахпайдерова
Статья «К вопросу о воспитании толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу о воспитании толерантности…
Автор: Ахпайдерова Любовь
Руководитель: Даниленко А. В. ,
преподаватель педагогики
ГБОУ СПО педколледж № 1 им. Н. А. Некрасова
Тему нашего исследования “К вопросу о воспитании толерантности …” мы выбрали не случайно, так как сегодня многие общественные деятели, педагоги, родители говорят о воспитании толерантности у подрастающего поколения. С нашей точки зрения, здесь, прежде всего, имеется в виду задача воспитать в детях, молодежи умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину.
Публикация «Статья „К вопросу о воспитании толерантности“» размещена в разделах
Недостаточность знаний о народах, населяющих нашу страну, их традициях, обычаях, праздниках, особенно у молодежи, которая выросла в эпоху глобализма, принижения национального достоинства может быть, на наш взгляд, основной причиной их интолерантного поведения.
В школах, на уроках гуманитарных дисциплин, на классных часах современным учащимся предлагается достаточно много информации, связанной с многообразием народов, населяющих нашу страну. Ребят знакомят с религиозными верованиями народов, их праздниками, традициями…. Однако, на наш взгляд, все это подчас носит слишком уж поучительный характер, вследствие чего, не всегда воспринимается учащимися, так как хотелось бы педагогам, родителям и обществу.
Дополнительное образование детей по сравнению с общим имеет, на наш взгляд, ряд бесспорных преимуществом для обучения и воспитания детей. Так дополнительное образование детей:
• носит неформальный и комфортный характер для всех участников образовательного процесса;
• осуществляется в свободное время ребенка и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года;
• характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью участников;
• характеризуется отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата деятельности;
• направлено на развитие творческих способностей обучающихся, на развитие их познавательных интересов;
Опираясь в своей деятельности на особенности дополнительного образования, мы в рамках нашего творческого объединения детей (кружка) «Времена меняются, праздники остаются» рассказываем обучающимся о праздниках, которые отмечают народы России, в достаточно неформальной, благоприятной и дружелюбной, на наш взгляд, обстановке, которая и способствует более полному усвоению информации.
Содержание наших занятий не довлеет над обучающимися как некий дамоклов меч, а естественно воспринимается ими за счет интересного содержания и многообразия предлагаемых видов деятельности.
Так, на наших занятиях обучающиеся знакомятся с народами России и праздниками, которые они испокон веков отмечают как национальные.
Особенностью организации наших занятий выступает то, что изучая праздники народов России мы знакомим обучающихся с особенностями местности, на которой проживает тот или иной народ; повествуем о характерных деталях национального костюма того или иного этноса; предлагаем к изучению особенности национальной кухни, т. о. рассказывая ребятам о культуре, традициях, обычаях того или иного народа России;
Мы рассказываем о народных преданиях, об играх, в которые играют на том или ином празднике, и не только рассказываем, но и играем, ведь занятия в системе дополнительного образования детей не носят жесткой структуры, и мы успеваем даже поиграть, тем самым ненавязчиво погружая ребят в атмосферу национальных праздников.
Использование разнообразных ребусов, анаграмм, кроссвордов, шифровок, таких приемов работы с текстом как чтение с остановками, деформированный текст, использование аудио и видео материалов, делает наши занятия увлекательными для обучающихся в системе дополнительного образования.
Наш опыт мы обобщили в методическом пособии «Времена меняются, праздники остаются». Наше творческое объединение рассчитано на работу с детьми 11-12 лет и состоит из 10 занятий.
№ занятия
Тема занятия
1 «Сабантуй - татарский праздник плуга»
2 «Ысыах – якутский национальный праздник»
3 «Сагаалган – бурятский новый год»
4 «Сурхарбан – бурятский спортивный праздник»
5 «Джеоргуба – осетинский народный праздник»
6 «Пеледыш пайрем – марийский праздник цветов»
7 «Акатуй – чувашский праздник урожая»
8 «Нарвуз - восточный новый год»
9 «День Калевалы – праздник карльского эпоса»
10 «Юханнус - день летнего солнцестояния у ингерманландских народов»
Каждое занятие в среднем рассчитано на 1,5 часа и проходит 1 раз в 2 недели.
Обобщив нашу работу, мы пришли к выводу, что правильная дидактическая и методическая организация занятий в системе дополнительного образования детей, в полной мере помогает достичь той цели, которая стоит перед современным педагогом: воспитывать в подрастающем поколении умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину, и трудиться на благо своей Отчизны, возрождать ее лучшие моральные и культурные традиции.