Коростова Наталья
Воспитание самостоятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Воспитание самостоятельности у детей»
Воспитание у ребенка самостоятельности, в настоящее время, является актуальной работой. Ведь самостоятельность - это одно из нравственно-волевых качеств человека, от этого зависит не только обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. В наше время стране требуются активные, самостоятельные люди, которые могут ставить сложные задачи и добиваться их выполнения. Истоки самостоятельности лежат в младшем дошкольном возрасте. Если в это время, в этом возрасте, не учить ребенка делать самостоятельно поручения взрослого, преодолевать трудности, достигать поставленной цели, то, я думаю, в последующее время из такого ребенка может вырасти безынициативный, надеющиеся на других, человек.
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей» размещена в разделах
Приходя в детский сад из дома, большинство детей сталкиваются с первыми трудностями: самому одеться, раздеться, поесть, выбрать игрушки для игры и т. д. Перед детьми встает задача – научиться, все делать самому. Поэтому перед воспитателем стоит цель - помочь ребенку в достаточной степени овладеть необходимыми умениями и на-выками, проводить работу с родителями для создания благоприятных условий дома.
И так как для воспитания этого ценного качества - самостоятельности - благоприятные условия таятся именно в младшем дошкольном возрасте, необходимо проводить планомерную, грамотную работу, ведь это качество прочно ложится в основу зрелой личности. Вопросами развития самостоятельности занимались В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова, которые осветили работу воспитателя с семьей, в частности организации родительских собраний, подборка материала в рубрику "Я сам" указывает конкретные методы и приемы, с помощью которых формируется у детей навык самообслуживания.
Учитывая основные направления развития ребенка младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют формированию потребности и умения высказываться самостоятельно, развитию речи детей.
В этих целях ребенку помогают усвоить правила общения:
- поддерживают стремление общаться с окружающими
- разговаривать с игрушкой
- желание что-то сообщить, объяснить
- поддерживают хорошее настроение
- поддерживают проявление нравственных чувств
То есть, опираются на эмоциональный компонент самостоятельности, поскольку без этого не возникают активные и положительные в речевом общении высказывания. Постепенно у детей формируют умение обратиться к взрослому, что-то спросить, передать на словах.
В младшем дошкольном детстве ребенок уже способен устанавливать простейшие логические связи, выявлять причины, почему нужно делать так, а не иначе. Например, обучая одеваться, взрослый обращает внимание на последовательность одевания. С развитием логического мышления ребенок впоследствии, одевается самостоятельно без помощи взрослого и сам определяет последовательность одевания.
В процессе деятельности ребенка с предметами, в движениях, в играх проявляется воображение. У детей младшего возраста воображение развито еще слабо. Однако, малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, участвовать в воображаемой ситуации. Это объясняется тем, что ребенок верит взрослому, подражает ему, действуя по указанной и показанной программе. При этом ему доставляет радость простое выполнение, копирование действий. Вместе с тем, благодаря развитию самостоятельности /включая ее эмоциональный компонент/, воображение начинает принимать и качественные формы. Так, ребенок способен уже вообразить какую-то ситуацию, если инициатива взрослого завуалирована, а его собственная выступает достаточно ярко. Таким образом, у детей начинают формироваться и проявляться элементы активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации. Становясь, постепенно потребностью личности, воображение имеет и находит выход в самостоятельном построении ребенком воображаемой ситуации и активном действии.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, на основе развития психических процессов, происходит развитие самостоятельности. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и на занятиях, в восприятии окружающего и в общении.