Татьяна Сергеева
Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно- речевому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга
Статья по образовательной области: «Речевое развитие»
на тему: «Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы»
Автор: воспитатель старшей группы ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга, 1 квалификационной категории Сергеева Татьяна Юрьевна
Публикация «Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В детском саду мы, воспитатели, знакомим детей с лучшими произведениями художественной литературы и на этой основе решаем целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся сопереживать героям, учатся следить за развитием сюжета, сопоставлять события, описанные в произведении, с теми, что им приходится наблюдать в жизни.
Также учатся определять основных героев, высказывать свое отношение к ним (кто нравится, а кто нет, почему, определять жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ, учатся улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Мы уже знаем, что знакомство с художественным произведением не должно ограничиваться только лишь его прочтением. Работа над художественным произведением должна проходить через все виды деятельности такие как : художественное творчество, коммуникация, конструирование. И конечно же здесь большое значение имеет театрализованная деятельность.
Немного о театрализованной игре. Ведь театрализованная игра –это такой вид деятельности, в котором происходит развитие личности ребенка, а также он учится овладевать актерским мастерством. Здесь идет интеллектуальное развитие, развитие речи (активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура, происходит развитие памяти, углубляются чувства ребенка. (Ведь одно дело когда ребенок просто прослушал художественное произведение, и совсем другое дело когда во время драматизации ребенок пропускает как бы через себя эмоции и переживания того или иного героя. Театрализованная деятельность присутствует в нашей работе ежедневно.
Например, когда мы озвучиваем мотивацию к образовательным видам деятельности (к нашим занятиям, когда хотим собрать внимание детей, когда выполняем различные виды гимнастик. И конечно каждый из нас (воспитателей) является актером. Ведь чем ярче, красочнее, живее речь педагога, его действия, тем быстрее и охотнее дети откликаются на наши слова или выполняют различные задания.
Наши детки очень любят театрализованные игры. Даже самые маленькие дети (первая младшая группа) с удовольствием демонстрируют, как ходит косолапый мишка, как прыгают зайчики, как летают гуси-лебеди и т. д.
Ну а детки чуть постарше (вторая младшая, средняя группы) с большим удовольствием наряжаются, надевают костюмы различных животных, тем самым как бы перевоплощаясь в другой образ.
Вернемся к художественной литературе. Театрализованная деятельность здесь помогает лучше усвоить художественное произведение, характер героев, литературный язык произведения. Работу надо проводить с учетом возрастных особенностей детей.
В младших группах лучше проводить драматизацию не целого произведения, а какого- либо отрывка. Хорошо использовать театральные этюды, связанные с конкретным художественным произведением.
Например русская народная сказка «Морозко», здесь можно использовать следующие театральные этюды : «Согреем ручки», «Ворчливая старуха». Еще пример «Сказка про глупого мышонка», здесь можно делать упражнения на тембр голоса: споем как мышкамама, как тетя лошадь, как тетя свинка и т. д.
Также в этом возрасте можно делать театрализованные игры по потешкам, колыбельным. Во время исполнения колыбельных сначала надо провести работу по интонационной выразительности, а затем работу над передачей выразительного образа. Девочки могут надеть косыночки, положить одну руку на другую и покачивать из стороны в сторону, как бы укачивая малыша.
С детьми постарше можно делать драматизацию всего произведения. Но надо помнить, что здесь должна вестись постепенная и постоянная работа. Прочитали произведение, разобрали сюжет, разобрали героев, их характеры, можно поделать упражнения на тембр голоса, затем поработать над передачей выразительности образа, используя различные игровые упражнения. Вся эта работа проводится со всей группой детей. А,например, в конце недели, как итог, ребят можно разделить: одни будут актерами,
другие зрителями. Здесь уже можно использовать различные элементы костюмов
героев, театральные маски, шапочки и т. д.
Список литературы :
1. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера»,
Москва 2006г.
2. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду»
ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г