Получи документы

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ

Ульяна Резвых
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ

Из опыта работы воспитателя компенсирующей (ЗПР) группы

Одной из целей ФГОС ДО является «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования».

В нашей образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.

Публикация «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

Для этого создаётся необходимая среда в группе ДОУ. Она является доступной и развивающей. В ДОУ имеется хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т. д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители владеют приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности:

-знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии;

- имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ,

-владеют принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;

- умеют результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.

Воспитанниками нашей группы являются дети дошкольного возраста с ЗПР.

ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространённых отклонений в психофизическом развитии детей.

Её относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Эти дети отличаются гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.

Значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).

Проявление:

• в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации;

• в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире;

• в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.

Недостаточно сформированы пространственные представления.

• Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий;

• часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности.

Характерные особенности внимания детей с ЗПР :

Неустойчивость;

Рассеянность;

низкая концентрация;

трудности переключения.

Выраженные отклонения в развитии памяти.

• Снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

• большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;

• заметное преобладание наглядной памяти над словесной;

• низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу;

• недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении;

• слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания;

• недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания;

• преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

Среди нарушений кратковременной памяти.

Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга);

быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности:

- мышления — наглядно-действенного

- наглядно-образного.

Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Снижение познавательной активности.

Нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью.

• Несоответствие своей работы предложенному образцу,

• не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;

• редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Наличие повышенной тревожности по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец», а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются:

• снижение потребности в общении со сверстниками;

• низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Слабая эмоциональная устойчивость.

• Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;

• агрессивность поведения и его провоцирующий характер;

• трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий;

• суетливость;

• частая смена настроения;

• неуверенность;

• чувство страха;

• манерничанье;

• фамильярность по отношению к взрослому;

• реакции, направленные против воли родителей;

• частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения;

• недостаточная дифференциация лиц и вещей;

• ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Несформированность игровой деятельности.

Несформированы все компоненты сюжетно-ролевой игры:

• сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики;

• содержание игр;

• способы общения и действия и сами игровые роли бедны;

Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию и недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

Характерные особенности речи детей с ЗПР :

• ограниченность словаря;

неполноценность понятий;

• низкий уровень практических обобщений;

• недостаточность словесной регуляции действий;

• отставание в развитии контекстной речи;

• запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

Бедный, недифференцированный словарный запас.

Коррекционно-развивающая работа в группе строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО.

Цель – осуществлять коррекционно-развивающую психолого-педагогическую работу, максимально обеспечивающую создание условий для развития ребенка с ОВЗ (ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

развивать физические качества, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста,

• формировать нормы и ценности, принятые в обществе, основы безопасного поведения в социуме и быту,

• формировать общую культуру, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества,

обеспечивать равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,

• планировать коррекционно-развивающую работу с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника,

• осуществлять координацию и преемственность в работе сотрудников; привлекать родителей к образовательному процессу.

Разработана программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей дошкольников старшей группы компенсирующей направленности и обеспечивает их социальную адаптацию.

Эффективность образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Например, при организации образовательной деятельности в области речевого развития прослеживаются приоритеты в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей.

Основные формы взаимодействия специалистов группы:

• - психолого-педагогические консилиумы (начало, середина, конец учебного года,

• - согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей.

• - семинары и консультации (по плану,

• - оперативное обсуждение возникающих проблем,

• - согласование характеристик воспитанников.

Направления коррекционной работы.

Комплексное обследование уровня сформированности знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития ребенка в условиях коррекционной работы; выстраивание психолого-педагогического прогноза.

Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;

• коррекция недостатков в двигательной сфере;

развитие общей и мелкой моторики;

• формирование чувства ритма;

• создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Целенаправленное формирование высших психических функций:

развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;

• формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);

развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

развитие творческих способностей.

Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

• всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

• целенаправленное формирование игровой деятельности;

формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

• ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, отклонений в поведении.

Преодоление недостатков в речевом развитии :

• целенаправленное формирование функций речи;

• особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;

• создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;

• одной из важнейших задач является формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.

Формирование коммуникативной деятельности:

обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

• формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, педагогами осуществляется работа в творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Обучение и развитие воспитанников осуществляется по пяти образовательным областям:

-социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

-физическое развитие.

Для детей создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ЗПР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды. Детей учат творчески использовать умения и проявлять коммуникативные качества в различных видах деятельности.

Занятия с детьми с ЗПР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные.

В процессе работы с детьми с ЗПР для мотивированного усвоения материала используется большой объем наглядных пособий, интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена по принципам:

Содержательная насыщенность.

Трансформируемость.

Полифункциональность.

Вариативность.

Доступность.

Безопасность.

Предметно-развивающая среда группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Все пространство группы трансформируется в зависимости от образовательных ситуаций, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Созданы условия реализации образовательных областей:

физического развития;

социально-коммуникативного развития;

познавательного развития;

речевого развития;

художественно-эстетического развития.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположены:

• информационный блок с данными педагогов, помощника воспитателя и детей;

• уголки для родителей, где помещается необходимая информация, консультации, советы;

• уголки детского творчества;

• стенд «С днем рождения!».

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон (центров, уголков) :

«Центр безопасности»

«Центр экспериментирования»

«Центр природы»

«Центр конструирования»

«Центр социально-коммуникативного развития»

• «Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу».

«Уголок физического развития»

«Уголок дежурства»

«Центр сюжетно-ролевой игры»

«Центр театрализации и драматизации»

«Музыкальный уголок»

«Центр речевого развития»

«Центр изодеятельности»

Материал, пособия размещены мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу:

- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, транспорт);

- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (микроволновка, утюг и другие);

- картинки с изображением частей суток и их последовательности;

- мелкая и крупная геометрическая мозаика;

- наглядно-дидактические пособия (инструменты домашнего мастера, посуда);

- наглядно-тематическое пособие (профессии);

- пособия для составления целого из частей;

- пазлы;

- материалы для развития графических навыков;

- картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов;

- контурные и цветные изображения предметов;

- календарь недели.

В центре созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со

взрослыми.

«Центр безопасности»

Материалы и пособия размещены в нескольких местах:

• игры, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД;

• иллюстрации с изображением улиц и зданий;

• иллюстрации с изображением опасных ситуаций на дорогах;

• дорожные знаки;

• иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации.

Созданы условия как для самостоятельной деятельности, так и для занятий со взрослыми.

«Центр экспериментирования»

Содержание (наличие пособий, материалов, оборудования) :

земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни;

• емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;

• подносы;

• игрушка «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей;

• магниты;

• защитная одежда для детей — фартуки.

«Центр природы»

Содержание развивающей предметно-пространственной среды:

• библиотека познавательной природоведческой литературы,

• энциклопедии;

• коллекции камней, ракушек, семян;

• комнатные растения;

• муляжи овощей и фруктов;

• календарь погоды;

• календарь природы;

• семена овощей и цветочных растений;

• деревянные спилы дерева;

• иллюстративный альбом «Береги природу» (правила поведения человека в природе;

• Альбом с фотографиями растений и животных.

Пособия обеспечивают максимальный развивающий эффект, побуждает детей к активной

поисковой деятельности.

«Центр конструирования»

Наличие пособий, материалов, оборудования:

• конструкторы разных размеров;

• фигурки людей, диких и домашних животных для обыгрывания построек;

• объемные формы (бруски, кирпичи, призмы, цилиндр

• тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый);

• транспортные игрушки.

Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.

«Центр социально-коммуникативного развития»

• иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у детей;

• картинки, отражающие сюжеты общения, совместные дела, нежность детей и взрослых;

«сундучок мастера» для мальчиков, «сумочка модницы» для девочек;

• иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным

«Центр патриотического воспитания»

Наличие пособий, материалов:

• Российский флаг, герб;

• портрет Президента России,

• набор иллюстраций «Геральдика и государственные праздники»;

• набор иллюстраций о подвиге русского народов в Великой Отечественной войне;

• иллюстрированные детские книги о России.

Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных изучаемых дат и от

тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес.

Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу»

Наличие материалов и пособий:

• портрет основателя города Петра 1;

• иллюстрации памятников истории города;

• набор картинок архитектурного и скульптурного убранства города;

• картинки с изображением символики города;

• книги о родном городе.

«Уголок физического развития»

Наличие оборудования, пособий:

• ребристые коврики;

«дорожка здоровья» (с разными наполнителями);

• мячи надувные;

• шарики пластмассовые;

• обручи,

• кольцеброс.

Центр физического развития располагается вдали от «зоны» малой активности.

«Уголок дежурства»

• стенд с окошками для фотографий дежурных;

• график дежурства;

• фартуки, колпаки, нарукавники;

• картинки правильной сервировки стола

«Центр сюжетно-ролевой игры»

Содержание развивающей предметно-пространственной среды:

• игрушки транспортного вида;

• игрушки, изображающие предмета труда и быта;

• куклы со сгибающимися руками и ногами;

• наборы посуды;

разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр:

«кукольный уголок» (куклы пластмассовые, кукла мягконабивная. кукла-младенец, люльки-качалки с постельными принадлежностями, одежда для кукол, стол, стулья, набор овощей и фруктов, набор для уборки помещения);

«прачечная» (гладильная доска, утюг,

«больница» (игрушечные фонендоскоп, градусник и др.);

«парикмахерская»;

• игровые коврики.

Центр игры располагается вблизи от центра конструирования, чтобы иметь возможность

использовать постройки в игре.

«Центр театрализации и драматизации»

Наличие пособий, материалов, оборудования:

разные виды театра:

- настольный

- пальчиковый

- би-ба-бо

- шагающий;

• декорации, театральные атрибуты);

• набор иллюстраций к сказкам.

«Центр музыки»

Наличие поборудования:

• игрушки — музыкальные инструменты (клавиатура пианино, погремушки, барабан, бубен, саксофон, треугольник);

• магнитофон;

в аудиозаписи: детские песенки, колыбельные, записи звуков

• картотека детских песенок, колыбельных, звуков природы (используются во время режимных моментов).

«Центр речевого развития»

• детские книги (народные и литературные сказки, потешки и т. д.)

• произведения русской и зарубежной классики;

• иллюстрации к детским произведениям, игрушки,

• изображающие сказочных персонажей;

• сюжетные картинки;

• книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки

• столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций.

«Центр изодеятельности»

Наличие пособий, материалов, оборудования:

• альбом с рисунками произведений декоративно-прикладного искусства;

• заготовки для рисования;

• цветные карандаши, гуашь;

• круглые кисточки, подставка для кисточек;

• восковые мелки;

• фломастеры;

• емкости для промывания ворса кистей от краски;

• клей-карандаши;

• альбомы для раскрашивания;

• бумага;

• пластилин, доски для лепки.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учетом его возможностей, интересов, уровня развития.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Литература.

1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. – М. : Школьная пресса, 2002, 2008.

2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

3. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде : программно-методический комплекс / Под ред. Л. Б. Баряевой. – Спб. : КАРО, 2006 – 207 с.

4. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития : Практическое пособие. – М. :АРКТИ, 2002. – 187 с.

5. С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Г. М. Капустина, И. Н. Волкова. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2003.

Публикации по теме:

Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью Мастер-класс для родителей Цель: Познакомить родителей с особенностями работы с детьми с умственной отсталостью. Задачи: Познакомить.

Создание возможностей для развития свободной игры детей Создание возможностей для развития свободной игры детей раннего и дошкольного возраста осуществляется педагогами нашего детского сада в.

Взаимодействие детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка консультация для воспитателей. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо найти пути,.

Фотоотчет о создании условий для полноценного физического развитияФотоотчет о создании условий для полноценного физического развития «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,.

Консультация для родителей «Почему игра важна для полноценного развития ребенка?» Консультация для родителей: «Почему игра важна для полноценного развития ребенка?» Без игры нет, и не может быть полноценного умственного.

Консультация для родителей «Условия полноценного речевого развития детей» Условия полноценного речевого развития детей. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной.

Мастер-класс для педагогов «Использование возможностей интерактивной доски SMART Board для развития детей» Мастер – класс для педагогов «Использование возможностей интерактивной доски SMART Board для развития детей дошкольного возраста» Цель:.

Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей Тема: «Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей». В современной психологии не мало споров о том, как влияют.

Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей. Игровая деятельность является ведущим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 00:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД