МААМ-картинки

Этнокультурное воспитание дошкольников

Надежда Канева
Этнокультурное воспитание дошкольников

«Этнос» в переводе с древнегреческого означает «группу людей», «племя», «народ». Тема этносов интересовала философов с древнейших времен.

По мнению М. Ю. Новицкой (специалиста по вопросам народной культуры в обучении, воспитании и развитии детей) этнокультура - это целостная совокупность результатов познания людьми природы и общества, это способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях, это коллективная форма народной исторической памяти.

Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Этнокультура, это культура народа. В свою очередь, народная культура, это коллективная память, которая является историей духовно- нравственного развития народа, состоящей из мифов, сказаний, сказок, легенд, былин, поверий, суеверий, систематизированного духовного опыта народа.

Из книги «Судьба России» Н. Бердяева «Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения. Даже научный гений, инициативный, создающий метод – национален.

Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки. И великий самообман – желать творить помимо национальности».

Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт коми народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Коми народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

- знакомство с коми народными инструментами, игрушками и играми;

- создание «Коми избы» (пополнение материалов по данной тематике);

- заучивание считалок, стихов, коми народных песен;

- выставки рисунков и поделок (в группе);

- экскурсии;

- составление и рассматривание альбомов по тематике;

- использование народных игр, в том числе хороводов;

- организация тематических вечеров и т. д.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций.

Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей разных народов; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.

Литература:

М. Ю. Новицкая учебно-методических пособия по освоению отечественной культуры: «Наследие», «Родной дом»— для учреждений дошкольного образования;

Н. Бердяев. Книга «Судьба России»;

интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников " Патриотическое воспитание дошкольников " Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье,.

«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок.

Музеи и воспитание дошкольников Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества Д. С. Лихачев Мало кто.

Статья для родителей дошкольников «Нравственное воспитание дошкольников» «Нравственное воспитание дошкольников" Трудно представить себе родителей, которые не желали счастья своим детям. Желая видеть своего ребёнка.

Трудовое воспитание дошкольниковТрудовое воспитание дошкольников Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительногоотношения к труду, желания и умения трудиться,.

Воспитание доброты у дошкольников «Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». М. Пришвин.

Патриотическое воспитание дошкольников Выступление на педсовете «Патриотическое воспитание дошкольников» Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю.

Эстетическое воспитание дошкольников Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности.

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возрастаЭтнокультурное воспитание детей дошкольного возраста Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 00:28
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД