Папки-передвижки

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей через включение в проектную деятельность

Ирина Аспидова
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей через включение в проектную деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 134 г. Курска»

СТАТЬЯ

«Реализация самостоятельной творческой деятельности детей через включение в проектную деятельность нетрадиционных техник рисования»

Подготовила воспитатель высшей категории Аспидова И. В.

Публикация «Реализация самостоятельной творческой деятельности детей через включение в проектную деятельность» размещена в разделах

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

В содержании Программы одной из структурных единиц,обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, является образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию; стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества. Проектная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования развивает воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. В процессе выполнения работ у дошкольников вырабатывается умение договариваться о содержании работы, работать вместе, уступать друг другу, планировать свою работу, определять ее последовательность, композицию, радоваться успехам своих сверстников. Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Этот вид деятельности не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно-эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Каждый ребёнок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения необходима особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционных техник рисования, позволяющих развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования и на занятиях, и в самостоятельной деятельности, позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметного или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Понятие техники в изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши. Однако техника понимается и более узко: как прямой непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом. Рисование в детском саду – художественно – творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различных материалов, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

- рисование пальчиками, ладошками;

-рисование тычками из поролона, ватными палочками;

- печатание листьями.

В средней группе добавляется:

- оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.

В старшей группе :

- кляксография с трубочкой;

- монотипия;

- набрызг;

- восковые мелки + акварель

- оттиск смятой бумагой;

- рисование поролоном;

В подготовительной группе:

- тиснение;

- тычок жесткой полусухой кистью;

- рисование по мокрому слою бумаги;

- черно-белый граттаж;

- кляксография с ниткой.

Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

Публикации по теме:

Презентация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Проект «Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность» Цели проектной деятельности • Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников. • Влияние.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Создание экологически- благоприятной среды для реализации приоритетного направления Способствование воспитанию экологической культуры дошкольников.

Круглый стол «Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность» «Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность» Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по.

Обеспечение высокого качества дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения,.

План работы по самообразованию «Формирование познавательной активности у детей через проектную деятельность» Тема: «Формирование познавательной активности у детей через проектную деятельность» Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается.

Развитие экологической культуры дошкольников через проектную деятельность РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Т. А. Жаркова МБДОУ № 243, г. Красноярск Современное содержание.

Реферат Тема: «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через проектную деятельность» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей через включение в проектную деятельность
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 22:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД