Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи

Анна Скляр
Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи

Статья "Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи"

Уже в период младенчества начинает формироваться сенсорная культура ребенка. Маленький человек живет в это время в мире цвета, красок, форм.

Он способен слушать, смотреть, действовать. Важно еще в начале жизни помочь ему преодолеть трудности, дать возможность ощущать все многообразие и богатство мира.

Процесс формирования образцов внешнего мира находится в тесной зависимости от состояния сенсорной системы ребенка. Сенсорно перцептивное отражение действительности является основой развития памяти, речи, воображения. При разных формах отклонения восприятие внешних воздействий нарушается. Это отрицательно влияет на развитие ребенка. Интеграция всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной, тактильной) определяет психическое развитие и дальнейшую жизнь ребенка.

Особенностью изобразительной деятельности детей с общим недоразвитием речи является несовершенство восприятия, перцептивных действий недифференцированность цветоощущений, несформированность мелкой и общей моторики, орудийных действий, недостаточность пространственных ориентировок, отставание в развитии. Наличие этих нарушений обуславливает необходимость включения ребёнка с общим недоразвитием речи мир художественной культуры, поскольку искусство в той или иной степени может обеспечить коррекцию недостатков развития и формирования личности. Приобщая ребёнка с общем недоразвитием речи к различным видам художественной деятельности и искусству мы, создаем основу для формирования художественно – образного восприятия мира, приобщаем маленького человека к основам художественной культуры. В процессе рисования у детей развивается моторика руки, ребёнок усваивает эталоны цвета, формы и величины. С помощью рисования у детей формируются психические процессы; память, внимание, ощущение, речь, восприятие целостного образа предмета. Рисование способствует успешной коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Н. П. Саккулина, А. Н. Теплов, Р. Е. Левина, А. В. Запорожец и другие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Начиная с четвертого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов; их группировке по цвету и форме вокруг образцов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Все это способствует полноценному обучению рисованию и развитию творческих сторон личности.

Для обучения рисованию ребенок должен знать, что такое эталоны цвета. И что ими являются основные цвета и их оттенки. Эти знания позволят более реально отображать в дальнейшем действительность. Эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра и ахроматические - белый, черный, серый. Дети запоминают цвета и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Знание формы также является необходимым условием для обучения ребенка рисованию. Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременны зрительным контролем, за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.

Особый характер носят эталоны величины. Величина это относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей и нарастающей величины.

Более сложным является обучение обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходных с ней по форме, предметы группируются вокруг соответствующих фигур.

Изучив опыт работы по сенсорному и психическому развитию детей дошкольного возраста таких авторов, как Л. С. Выготский, Н. П. Саккулина, А. Н. Теплов, Р. Е. Левина, А. В. Запорожец, Г. В. Чиркина, Л. С. Венгер, Т. Б. Филичева и других. Можно сказать, что для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимы занятия по рисованию. На этих занятиях у ребенка развиваются психические процессы при помощи дидактических игр и упражнений. Полноценное восприятие ребенка формируется с помощью наблюдений за явлениями природы и животными. Как наблюдения, так и рассматривания помогают ребенку увидеть, как целые, так и по частям предметы и явления природы.

Используемая литература:

1. Дошкольная педагогика №2, 2005 г.

2. Венгер Л. С., Пилютина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. ; Просвещение, 1988.

3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2.

Обучение детей с общи недоразвитием речи в условиях ДОУ – М. ; АРКТИ, 2006.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. ; Айрис – пресс 2007.

Публикации по теме:

«От слога — к слову». Программа кружка для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .

Конспект занятие «Учимся сотрудничать» для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Уткина Анна Юрьевна, педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №171 «Крепыш» комбинированного вида г. Тольятти, Самарская.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость» Тема: Мой дом – моя крепость. Цель: I Логопедические 1. Совершенствование лексического строя речи: а) обогащение, активизация и расширение.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей.

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Публикация «Современные подходы в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» Готовность к обучению в школе определяется системой требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями.

Консультация «Работа воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи» Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохраненным интеллектом оказываются.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Рисование
  • Рисование
Автор публикации:
Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 22 марта 2016 в 07:22
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психология детей, обучающихся в начальной школе»
Что же делать после окончания детского садика? Что хотят дети? Это важно понимать. Первое - поступление в школу - одно из главных событий в жизни ребёнка. В...
Проект «День здоровья» для разновозрастной группы
Проект: «День Здоровья в ДОУ» Автор: Ищенко С. А, воспитатель Участники проекта – педагоги, дети группы сокращенного дня, родители; Сроки реализации...
Конспект занятия «Безопасность детей на улице»
Ребенок должен знать, как вести себя на дороге. Безусловно, в школе, и детском саду детей учили правилам дорожного движения. Но это были, так сказать,...
Летний праздник «Лето красное, для души прекрасное»
Сценарий летнего праздника ( для всех возрастных групп) «Лето красное, для души прекрасное! » Действующие лица: Ведущий Тучка Лето Необходимые атрибуты:...
Консультация «Адаптация ребёнка в детском саду»
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми...