Папки-передвижки

Статья «Роль пения в устранении заикания»

Оксана Голубева
Статья «Роль пения в устранении заикания»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль пения в устранении заикания.

Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение - работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом - стихотворением, песней - получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

Публикация «Статья „Роль пения в устранении заикания“» размещена в разделах

В нашем детском саду используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание : музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Развиваем у детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагаются песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивается. Затем переходим к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропеваем мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Поем слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, используем пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз. Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравятся, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

Работая над дикцией, разъясняем смысловое значение слов. Проговариваем слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Поем a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Игра «Угадай-ка?» : детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включаем дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывание, отстукивание, притопывание ритмического рисунка слов, фраз, попевок, вступлений к песням. Используем деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учим детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений помогают игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагаем детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

При выборе песен для разучивания обращаем внимание на их соответствие возможностям наших детей, включающие следующие характеристики:

• доступное содержание и удобный для произношения текст;

• наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

• нисходящая мелодия песен (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);

• фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);

• темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.

В течение всего учебного года дети разучивают много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, желательно повторять ранее выученные песни. Можно устроить концерты, провести развлечения «Угадай мелодию», поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети поют песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя записи на CD. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.

Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Роль пения в устранении заикания»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 22:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Роль пения в устранении заикания»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Голубева (УИ 253217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД