Мария Шумакова
Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений»
В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Это особенно хорошо прослеживается у детей дошкольного возраста, но в последнее время речевые проблемы стали частым явлением среди школьников. Эти нарушения могут вызывать затруднения в овладении письменной речью, чтении, освоении учебных предметов и в общении с другими детьми. Они также могут способствовать появлению комплексов, снижению самооценки и дезадаптации к учебному процессу и общению. Таким образом, проблема речевых нарушений становится одной из важнейших в ходе обучения, воспитания и развития ребенка.
Публикация «Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
В большинстве случаев речевыми нарушениями у детей занимаются специалисты, однако сотрудничество специалистов с родителями приводит к наилучшим результатам в коррекционной работе. К сожалению, часто родители не придают серьёзного значения речевым проблемам своего ребенка.
Это может быть обусловлено следующими причинами:
- родители не замечают недостатков в речи своих детей;
- родители верят, что проблемы в речи ребенка решатся сами по себе по мере их взросления.
Непонимание родителями всей критической ситуации в развитии речи ребенка или отказ следовать рекомендациям специалистов в этом вопросе часто приводят к появлению различных проблем в будущем развитии и жизни ребенка. Поскольку речь относится к высшим психическим функциям, работы Л. С. Выготского утверждают, что формирование высшей психической деятельности происходит в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из ключевых социальных институтов, значительно влияет на эти процессы. Взаимоотношения ребенка с взрослыми, их образ общения, а также формы совместной деятельности являются важными факторами в социальной среде развития ребенка.
Из практики видно, что успехи в коррекции речевых нарушений на специализированных занятиях с логопедом в образовательном учреждении не гарантирует переноса этих положительных сдвигов в повседневную жизнь ребенка. Для закрепления навыков, полученных в процессе коррекционной работы, необходимо, чтобы родители обладали определенными знаниями по закреплению полученных знаний на домашних занятиях, готовы были активно сотрудничать с учебным заведением, понимали значимость своей роли в коррекционном процессе и поддерживали обратную связь с педагогами. Для эффективного преодоления речевых нарушений необходимо применять комплексный подход, включая активное участие родителей. Они должны закреплять полученные детьми знания, речевые навыки и умения, приобретенные на занятиях с логопедом, в повседневных ситуациях и в различных видах деятельности, проводимых с ребенком.
Таким образом, совместная работа логопеда с родителями обеспечивает эффективную коррекцию речевых проблем у детей.
Участие родителей в коррекционной работе является обязательным и представляет собой ценный вклад. Во-первых, мнение родителей является наиболее авторитетным для детей, а во-вторых, родители имеют возможность ежедневно закреплять развиваемые навыки через ежедневное общение.
Важно обеспечить родителей необходимыми знаниями в области коррекционной – развивающей работы, включая участие в коррекционных мероприятиях с их ребенком. Важно также обсуждать с ними ход и результаты данной работы, анализировать причины возможного медленного прогресса в развитии различных аспектов. Помимо этого, необходимо организовывать индивидуальные практические занятия для закрепления артикуляционных и психогимнастических упражнений, а также автоматизации звуков в различных речевых заданиях.
Непонимание родителями реального уровня психического развития ребенка или отказ следовать рекомендациям специалистов в этом вопросе часто приводят к возникновению конфликтных ситуаций. Л. С. Выготский подчеркивал, что высшая психическая деятельность, включая речь, формируется в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из важных социальных институтов, имеет значительное воздействие на формирование этих процессов. Формирование отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения и совместной деятельности являются важными составляющими социальной среды развития ребенка. Опыт показывает, что достижение коррекционного эффекта на специализированных занятиях в детском саду не всегда приводит к позитивным изменениям в повседневной жизни ребенка. Для закрепления результатов необходимо, чтобы родители обладали адекватными навыками общения, готовностью к совместной работе с образовательным учреждением, пониманием важности этого процесса, обратной связью и поддержкой для создания благоприятной семейной атмосферы для развития ребенка.