Алия Алибаева
Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности
Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека. Особенно важна роль семьи в воспитании с самого раннего детства девочки – как будущей девушки, женщины, матери, продолжительности рода, а мальчика – как юноши, мужчины, отца, защитника семьи и отечества. Семья – это ячейка общества, где в одном жизненном измерении живут родители и их дети; нравственные ценности, духовные взаимоотношения, культура поведения развиваются согласно основам, формируемым изначально родителями. Многие духовные проблемы, особенно сегодня, начинаются в семье, если происходит отрыв от ее традиционных нравственных истоков, ослабевает духовное родство между поколениями, дети перестают почитать и уважать своих родителей.
Публикация «Статья „Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности“» размещена в разделах
В духовном самосохранении семьи важную роль играет приобщение ребенка к родному языку и национальным традициям. Ни школа, ни учитель ничего существенного не сделают, если любовь к родному языку не будет заложена в семье. Только родители смогут доказать детям, что родной язык является не просто средством общения, но и мировоспитания. Родная речь, родной язык – это глаза, сердце, ум и душа народа. Обучение ребенка родному языку и через него приобщение его к истории, обычаям, культуре, искусству народа – святой долг родителей. В нашей семье дети одинаково хорошо говорят на башкирском, русском языках, с удовольствием читают книги башкирских писателей и поэтов, газеты и журналы «Аманат», «Акбузат», «Тамаша». Мы стараемся, когда бываем в Уфе, посещать Башкирский государственный академический театр драмы, Молодежный театр, Театр кукол, Башкирский театр оперы и балета, Башкирскую государственную филармонию, где можно получить не только духовную пищу, но иметь представление о башкирской национальной культуре, об артистах.
Огромна роль семьи в формировании половой культуры подрастающего поколения. Особенно сегодня, когда на молодежную аудиторию активно транслируются «лжеценности» аморальной культуры, пропагандирующие культ голого тела без духа и души, необходимо целенаправленно готовить молодежь к будущей ответственной жизни в браке, приобщать их к этике и этикету супружеской жизни. Не в темной подворотне от «просвещенных» сверстников, не от героев порнографических фильмов должны узнавать подростки сокровенные тайны метафизики пола и любви, а мудрое, возвышенное слово родителей должно стать авторитетом в вопросах сексуального просвещения и в воспитании культуры поведения в семье. Одной из причин невежества молодых людей в сфере сексуальной культуры является то, что вопросы создания будущей семьи обходят обычно молчанием, полагая, что решится все само собой. Истинные советы, знания и откровенные разговоры никогда не принесут вреда, а лишь помогут правильно строить взаимоотношения между полами. Необходимо с детства воспитывать эмоции, сдержанность, способность к самообладанию. Не усвоив элементарных основ культуры взаимоотношений между полами, молодые люди обесценивают чувство любви. Духовная личность не только должна быть образованной, способной разбираться в различных областях науки, но также быть грамотной в области сексуальной культуры.
Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относится к детству, старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества, как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность. Жизненный опыт показывает, что благородные духовные качества детей не только основа их будущей достойной жизни, но и необходимое условие надежной старости старшего поколения. Например, в башкирском сказочном наследии есть поучительный сюжет «Старая мать» о жадном сыне, который решил избавиться от старой немощной матери и сбросить ее, «старуху-дармоедку», в пропасть. Посадил он мать в дырявое корыто и пошел в лес, взяв на подмогу малолетнего сына. Только хотел сбросить ее в пропасть, сын закричал: «Отец, постой, корыто не упусти, унесем его домой!» «Зачем тебе дырявое корыто?» - удивился отец. «А в чем же я тебя, когда состаришься, притащу к этой пропасти?» - в свою очередь удивился мальчик. Ужаснулся неблагодарный сын. «Худо дело, коль и впрямь так получится», - подумал он, повел мать обратно и стал заботливым, почтительным сыном.
Духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от зла, прекрасное от преходящего и временного. Это индивид со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием, и роль семьи в формировании духовного человека, способного стать активным, деятельным, ответственным субъектом происходящих в современном обществе перемен, безусловна.
Алия Алибаева,
воспитатель МДОАУ д/с «Белочка»