Наталья Кологривкина
Роль семьи в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в развитии речи ребенка
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка. С момента появления ребёнка на свет, он постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт - его речь развивается. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Роль семьи в развитии речи ребенка» размещена в разделах
Многие родители считают, что речь ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых то есть ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. На самом же деле - это не так - невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Родители должны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не «сюсюкать» с ребенком. Особенно четко нужно произносить незнакомые слова, новые для ребенка и длинные Необходимо разговаривать с ребенком, побуждать его отвечать на вопросы, внимательно смотреть на говорящего следя за артикуляцией и прислушиваться к его речи. Ведь физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается с самого раннего детства. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Поэтому для овладения грамотной речью очень важна роль семьи.
Всем родителям хочется, чтобы в школе ребенок учился хорошо, с интересом. А что вы сделали для этого? А достаточно ли развита его речь? Ведь от нее зависят успехи в учебе? Не поленитесь и найдите время для занятий со своим ребенком. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Играть, фантазировать, придумывать - вот что нужно вашему ребенку. Ведь игра – это основной вид деятельности дошкольников. В играх у ребенка обогащается словарный запас, развивается связная речь, расширяется кругозор, формируется грамотность. Очень много игр, в которые можно играть с ребенком дома, это:
«Четвертый лишний», «Назови ласково», «Сосчитай», «Назови слово на заданный звук», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какие», отгадывание загадок и др.
Больше читайте детям книжек, беседуйте по содержанию, рисуйте - это положительно повлияет не только на развитие речи ребенка, но и на его кругозор.
Меньше передач по телевизору и игр за компьютером, а больше общения.
Рекомендации:
не принуждайте ребенка, а заинтересуйте - занятия по принуждению не дают положительного результата;
не перегружайте ребенка;
речевой материал должен соответствовать возрасту ребенка;
говорите с ребенком не торопясь, четко проговаривая все звуки;
не смейтесь над неправильной речью ребенка, а тактично поправляйте его;
напоминайте ребенку, что говорить надо внятно, четко, не спеша;
старайтесь всегда отвечать на вопросы вашего ребенка.
Игры для детей дошкольного возраста
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: развитие умения классифицировать предметы по одному признаку, развитие мышления и внимания у детей.
Ход игры: Ребенку предлагается картинка. Он должен посмотреть и назвать, что лишнее и объяснить почему
Например: на картинке мы видим животных, ребенок должен выделить лишнее животное-корову и объяснить почему. Корова - домашнее животное, а остальные животные Жарких стран.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: Лев - львенок, тигр- тигренок, мяч - мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; рука - ручка
Игра «Сосчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Например: Одна бабочка, две бабочки пять бабочек; один мяч, два мяча, пять мячей.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Например: Это что? (помидор) Какой он? (большой, красный, сочный и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.