Приложение МААМ

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников

Екатерина Журавлева
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное (Б. Т. Лихачёв). В настоящее время эстетическое воспитание и культура – главная задача дошкольного образования.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

Публикация «Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

1) на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

2) на формирование элементарного эстетического сознания;

3) на освоение эстетической деятельности;

4) на развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

В эстетическом воспитании средством является искусство, условием художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и детьми. Воспитывать ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность включает такие виды занятий :

1). Рисование;

2). Лепка;

3). Аппликация;

4). Конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В процессе изобразительной деятельности создаются условия дл развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Изобразительное искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.

При организации изобразительной деятельности со старшими дошкольниками необходимо обращать внимание на цвет и колорит.

На занятиях по изобразительной деятельности, отмечается, что дети очень мало обращают внимания на цвет, игнорируют его. А также не используют разнообразную цветовую гамму и выполняют рисунок чаще одним цветом. В данном случае, следует развивать у детей восприятие цвета, обогащать сенсорный опыт. Таким образом, все эти средства позволяют формировать представление о цвете предметов, свойстве. У дошкольников возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Поэтому, необходимо развивать восприятие цвета, цветосочетания, вызвать эмоциональную реакцию ребенка на цвет и сочетание, учить находить цветовое решение, цветосочетание Ритм, также является средством художественной выразительности. Чувства прекрасного возникают у детей при восприятии формы предмета или ритмического строя. Эстетические чувства будут более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. Посредством этого, у детей формируется эстетический вкус.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети получают умения и навыки, которые имеют большое значение не только для повышения эффективности детского творчества, но и для осуществления других воспитательных задач. В творческой деятельности, эстетическое воспитание зависит от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Старшие дошкольники, рисуя рисунок, отмечают, почему он нравятся, что в нем интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение. Эстетическая оценка рисунка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Старшие дошкольники уже способны адекватно оценивать свои рисунки и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать. На занятиях дети рисуют явления из окружающей жизни, отражают свое отношение к ней.

Немаловажную роль играет знакомство детей с произведения искусства. Одной из задач при ознакомлении старших дошкольников с произведениями является эстетическая задача, а именно: учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.

Из различных жанров дети отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны их опыту. Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение.

Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес. Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей. Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения. Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Старший дошкольный возраст – это возраст когда формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей.

В дошкольном детстве изобразительное искусство является основным средством эстетического воспитания.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2020 в 14:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Журавлева (УИ 1562241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД