Папки-передвижки

Самоуправление во временном детском коллективе

Шульгина Елена Геннадиевна
Самоуправление во временном детском коллективе

Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время воспитателем проводятся игры на выявление лидера среди детей.

Под самоуправлением в отряде подразумевается соуправление (совместное управление, в виде участия детей в управлении отрядом под руководством воспитателей.

Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным лицам» могут относиться:

1. командир отряда;

2. физорг отряда;

Публикация «Самоуправление во временном детском коллективе» размещена в разделах

3. культорг отряда.

4. эколог отряда

5. медиагруппа

6. редколлегия

На первый взгляд кажется, что дети ничего не могут делать самостоятельно и лучше все детские проблемы решить самому педагогу. Помните, чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность и иждивенчество, тем меньше шансов пробудить у них активность.

Детское самоуправление – это вид деятельности обучающихся, отвечающая за отдельные направления деятельности в детском коллективе: дежурство, самообслуживание, выполнение функциональных обязанностей, связанных с выполнением тех или иных заданий - поручений, направленных на планирование, контроль, анализ при планировании совместных мероприятий. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.

На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:

-определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);

-достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

-мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир экипажа).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в экипаже. Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т. д. Наша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Командир экипажа – это правая рука воспитателя. В его обязанности может входить: построение экипажа, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе экипажа и является заводилой (название экипажа, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде. Экологи организуют проверку чистоты комнат, смотрят за экономным использованием света и воды. Физорг отвечает за проведение утренней зарядки, организацию детей на физкультурные праздники. Медиа группа ведет фото и видеосъемку, монтирует видеоролики. Редколлегия ответственна за выпуск стенгазет, коллажей. Культуролог отвечает за подготовку к творческим номерам, является «генератором идей.

Каждый обучающийся в экипаже в начале смены знакомится с перечнем обязанностей, выбирает для себя поручение в соответствии со своими интересами и возможностями. Выполняя различные поручения, обучающиеся чувствуют себя значимыми, нужными, видят возможность проявить себя.

Всякая деятельность является для учащегося своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний: целеполагание, саморегуляция, необходимость в здоровом образе жизни, любознательность, творческое мышление и т. д. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера: гражданская активность, патриотизм, чувство товарищества, взаимовыручка, здоровая конкуренция, сопереживание, сотрудничество и т. д.

Задача воспитателя - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т. е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели.

Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии, время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. В этот промежуток времени жизни в экипаже и Центре дети делают все по указаниям воспитателя и под его чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т. д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе воспитателя по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание:

1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати)

2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов. Теперь воспитатели, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление стенгазет и т. д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога начинают постепенно поддерживать большинство ребят отряда. Практически весь экипаж сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали воспитатели.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в Центре. Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так воспитатели формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Функции педагога в процессе организации самоуправления :

Совместное планирование отрядной работы. Педагог планирует мероприятие не за учащихся и без учащихся, а вместе с ними. Вместе, коллективно ищут, обдумывают, планируют коллективно-творческие дела; благотворительные акции.

Совместный анализ отрядной работы. Педагог не за обучающихся, и не для них, а вместе с ними анализирует, корректирует, оценивает сделанное и извлекают уроки на будущее.

• Творческое сотрудничество. В отношениях творческого сотрудничества педагог вместе с воспитанниками ищет новые, в том числе и ему неизвестные решения жизненно важных проблем, требующих выбора. При этом сам педагог выступает в качестве партнёра – вовлечён, увлечен поиском, искренне интересуется наблюдениями и мыслями своих воспитанников.

Педагогическая помощь лидерам-организаторам должна быть непрерывной. Дети, которые выдвинуты детским коллективом в качестве «вожаков», должны ощущать уважение и поддержку как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом. Никогда не подчеркивайте, что вы делаете серьезное дело, а детская организаторская работа – это игра.

Помните, что, требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом и педагогами, вы сами должны показывать пример обязательности выполнения своих обещаний. Если вы обещаете детям предоставить им те или иные полномочия или помочь им в реализации этих полномочий, то, как бы ни было сложно, вы должны выполнить свои обещания.

Никогда не занимайте позицию постороннего в делах, придуманных детьми. С одной стороны, нельзя навязывать детям свое мнение, с другой – необходимо выражать постоянную заинтересованность в решении детских проблем. При этом важно определить степень своего участия в детских делах. Это участие чаще всего определяется теми задачами, которые дети самостоятельно решить не могут. Очень важно быть рядом вместе с детьми,а не рядом с ними.

Таким образом, самоуправление позволяет детям на практике реализовывать свои права, вырабатывать умение в выполнении своих обязанностей, самим стать организаторами определённых участков работы, планировать и анализировать личностный вклад и коллективную деятельность временного коллектива.

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Библиотека в детском садуБиблиотека в детском саду Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском.

Год литературы в детском садуГод литературы в детском саду .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоуправление во временном детском коллективе
Опубликовано: 15 марта 2024 в 19:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД