Получи документы

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии

Эфендиева Галина Владимировна
Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии

«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Подготовил педагог-психолог:

Эфендиева Г. В.

Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания.

Задачи:

- познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

- снизить уровень эмоционального напряжения;

- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

Публикация «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии» размещена в разделах

- сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Методы: арт-терапия.

Форма работы: групповая, с использованием мини-лекции.

Категория участников: педагоги учреждения, младший педагогический персонал.

Продолжительность занятия - 1,5 часа.

Количество участников в группе 12 - 15 человек

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;

- улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

- повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;

- снижение уровня эмоционального напряжения;

- повышение работоспособности;

Оборудование: бумага А4, маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши, маркерная доска, музыка, колонка.

План профилактического занятия

1. Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова).

2. Арт-терапевтический тренинг.

3. Подведение итога.

1. Часть «Приветствие. Введение в тему. Теория»

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о профессиональном выгорании. Что это такое? Хорошо или плохо если оно есть? И как с этим бороться? В начале немного теории.

Эмоциональное выгорание - представляет собой энергетическое истощение внутренних ресурсов человека. В нашем современном мире созданы абсолютно все условия ведущие к данному состоянию и задача каждого человека найти и выбрать для себя наиболее оптимальный социально-благополучный механизм защиты себя от разрушительной силы выгорания.

Заложником выгорания может стать любой человек. Опасность выгорания заключается не только в силе, но и в направленности воздействия.

(Ведущий подходит маркерной доске, «вооружаясь» маркером свои следующие слова визуализирует рисунком).

Представим, что это обыкновенный человек. Он является маленьким винтиком в огромной системе, в нашем случае, системе образования. Человек живет, работает, старается делать и то и другое хорошо. Он стремится справляться со всеми заботами и проблемами с которыми он сталкивается. Ходит на пед. советы, методические объединения, готовит рабочие программы, конспекты, адаптируется к новым ФГОСам, вечером бежит в магазин, аптеку, готовит ужин и т. д. Всего много, но человек старается. И вот в один день, в человеке словно что-то ломается. Вроде все как всегда и опыт борьбы с трудностями есть, но что-то пошло не так.

Стали появляться сбои в выполнении уже традиционных функций т. е. забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли учащемуся планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться это начало сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий и появилось на этом фоне ощущение нервнопсихической напряженности. Это первая стадия выгорания.

Затем стал пропадать интерес к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо» и как результат - повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать). Это вторая стадия выгорания.

А, далее произошла полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Это означает, что наш человек достиг и взял вершину третьей стадии эмоционального выгорания.

И вот теперь возникает два закономерных вопроса: «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?

На эти вопросы вы ответите сами в конце нашей встречи. Теория закончилась, переходим к практике.

Ведущий раздает участникам уже готовые бланки экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов (см. приложение).

Участники заполняют, сами подсчитывают баллы и делают выводы для себя. Бланки они отдадут ведущему индивидуально в конце встречи.

2. Часть «Арт-терапевтический тренинг»

«Приветствие» (3 мин)

Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка - плечами, если три хлопка - спинами.

«Знакомство» (2 мин)

Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.

«Блинчики» (3 мин)

Инструкция: участники встают по кругу. Выставляют руки вперёд, прижимая локти к телу, ладонями вверх. Первый участник делает один хлопок ладонями, а затем левой или правой ладошкой хлопает по ладошке соседа, сверху-вниз. Сосед выполняет те же движения, что выполнял первый участник. Первый участник не прекращает движения до тех пор, пока сосед не хлопнет по его ладошке.

Упражнение «Круг времени»

Цель занятия: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время.

Инструкция: участники вспоминают все свои основные ежедневные занятия, анализируют сколько времени они занимают относительно друг друга и обычного дня. Далее участники рисуют круг и разделяют его на сектора, каждый сектор своим размером будет соответствовать занятию и времени, которое было затрачено на него. У участников есть полная свобода в изображении круга и самих секторов, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. На рисунок ведущий выделяет10 минут.

Затем происходит обсуждение работ каждого, чем участник занимается и сколько времени на это тратит по 3-5 минут на человека - 10 минут

Сказка «Светя другим - не сгорай сам»

Цель: релаксация, осознание жизненных приоритетов ценностей.

Ведущий предлагает участникам под тихую музыку расслабиться и прослушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жила-была одна девушка. Звали её Солнышко. Профессия её была самая лучшая в мире. Солнышко исцеляла людей, помогала им советами мудрыми и словами добрыми. Девушка она была ответственная и исполнительная. За работу принималась без отказа, делала всё, о чем бы её ни попросили. С раннего утра и до позднего вечера трудилась она, не покладая рук.

Но, почему-то дел с каждым днем становилось все больше и больше. Не стала успевать наша Солнышко выполнять их на работе. И начала привозить работу домой. Каждый вечер сидела она до самой темноты, - дела невыполненные доделывала, а чуть Заря-Заряница первые лучи на землю покажет, приезжала вновь на работу. И так день за днём. Но, к сожалению, на работе старания её не ценили, работой загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стала наша Солнышко чернее тучи. Перестала радовать её работа. Появилась ощущение своей некомпетентности и страх, что она теряет свои профессиональные навыки, а за ним пришло чувство опустошенности и отстраненности. Дома стали происходить ссоры с близкими. Не осознавала Солнышко того, что с ней происходит. Всё вроде бы так, но как-то не так. И стала Солнышко «таять на глазах»: снизился аппетит, появилось ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности. Стали хвори да болезни разные вязаться к девице. Худо пришлось бы нашей Солнышко.

Но, тут на помощь ей, пришла Добрая Фея, жалко ей стало Солнышко, решила она исправить положение. И рассказала Добрая Фея девице следующее: «Я хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в жизни больших высот. Он руководствовался неким правилом, о котором ты должна знать».

«Представь себе, что наша жизнь - это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это шарики - Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре ты поймёшь, что шарик Работа сделан из резины - если- его невзначай уронить, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика - Семья, Здоровье, Друзья и Душа - стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Ты должна осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работай максимально эффективно в рабочее время и уходи домой вовремя.

Посвящай необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху». Послушала её Солнышко и решила жить по-новому - уделяла необходимое время семье, домой приходила вовремя, работу на дом не приносила. Стала чаще общаться с друзьями. Нашла необходимое время и для собственной души. Расцвела, Солнышко, как маков цвет. Работа стала приносить ей удовольствие. Стали на работе её почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность ценна, только если её ценят». Стала Солнышко жить-поживать и добра наживать.

«Вот и сказке конец. А кто слушал - молодец!».

3. Часть.

Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений. Ответы на поставленные в начале встречи вопросы «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?

Приложение 1

Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов

(автор О. Л. Гончарова)

Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда

1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость

2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение

3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство

4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность

5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение

6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела

7. После работы дома я очень раздражительна

8. Я долго не могу заснуть,

из-за переживаний, связанных с работой

9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу

10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье

Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:

«очень часто» - 4 балла;

«часто» - 3 балла;

«иногда» - 2 балла;

«редко» - 1 балл;

«никогда» - 0 баллов.

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

Оценка результатов:

- суммарный показатель до 10 баллов - низкий показатель эмоционального выгорания;

- суммарный показатель от 11 до 20 - средний показатель эмоционального выгорания;

- суммарный показатель от 21 и более баллов - высокий показатель эмоционального выгорания.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Фотоотчет: «Безопасность людей разных профессий на своем рабочем месте глазами детей.»Фотоотчет: «Безопасность людей разных профессий на своем рабочем месте глазами детей.» В России Всемирный день охраны труда отмечается ежегодно с 2003 года. Это также международный день памяти рабочих погибших и получивших.

Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Конспект НОД по рисованию нетрадиционными методами «Гиацинт»Конспект НОД по рисованию нетрадиционными методами «Гиацинт» Непосредственная организованная деятельность детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 15:34
+162Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД