Папки-передвижки

«Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи». Опыт работы

Шукшина Марина
«Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Шукшина Марина Николаевна

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №46»

Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Сенсорное развитие — это

Публикация «„Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи“, Опыт работы» размещена в разделах

развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях

и предметах окружающего мира. От того, насколько точно

ребёнок научится воспринимать предметы и оперировать

полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию.

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве.

Занятия по сенсорике, направленны на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной, моторики)

- тактильно- двигательное восприятие,

-развитие слухового восприятия,

-развитие зрительного восприятия,

-восприятие формы, величины, цвета,

-восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес,

-восприятие пространства и времени;

-развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора,самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Игры, которые способствуют усвоению сенсорных эталонов, развивают наблюдательность, внимание, влияют на развитие зрительной, слуховой, образной памяти.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, - но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются:

- Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии.

- Привлечение родителей к совместному участию воспитательно-образовательного процесса.

- Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности детей в группе.

С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяю различные технологии педагогического взаимодействия с семьей. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи.

Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.

При работе с родителями затруднения исходят от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью. Я задумалась, как направить деятельность родителей и педагога в интересах их детей, как сделать ее успешной.

В своей работе с детьми дошкольного возраста считаю главным:

- Полное принятие ребёнка таким, каков он есть.

- Пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности ребёнка.

- Тесное сотрудничество с семьей.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии.

Я ознакомила родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей дошкольного возраста. Я предложила родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях :

- Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев.

- Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.

- Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

1. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.

2. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

4. Проводите совместные наблюдения и опыты.

Рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье.

В дошкольном возрасте в развитие ребёнка важную роль играет насыщенность окружающей его среды. Желательно чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.

Необходимы игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы. Развивающую среду необходимо пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами – вкладышами, шнуровками и т. д.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Литература:

1. Детство:Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -СПБ. ОО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2016.-352с

2. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.

3. ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М. : «Просвещение», 1988.

4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».

5. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшеговоспитателя, №5-2008

6. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ. : «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007

7. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М. ,1983.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Опыт работы с родителями в условиях самоизоляции и карантина по коронавирусу «#СидимДома. Так надо!» Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и детки.

Фотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группаФотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группа Проект был направлен на сенсорной развитие дошкольника. В сказке мы играли, вырывали, вызволяли и помогали царевне и посредством сенсорной.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи». Опыт работы
Опубликовано: 24 сентября 2021 в 12:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи». Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Шукшина Марина (УИ 2723682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД