МААМ-картинки

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» (5 фото)

Дарья Красикова
Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель:

- Донести до родителей значение игр и пособий на развитие мелкой моторики.

- Научить превращать обучение в игру.

Публикация «Всеобуч для родителей „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах

- Дать основу правил поведения массажа рук и пальцев ребёнка.

- Познакомить родителей с играми для развития мелкой моторики.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Мелкая моторика — один из видов моторики.

Вопрос к родителям : Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящие «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы почувствовать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее, и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются своей цели. Но что стоит за всеми этими действиями?

В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и… умнеет.

Поэтому, чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживание и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их, тем активней у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев - так утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и назначении.

Средства, способствующие развитию мелкой моторики.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всех рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают :

1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;

3. Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

4. Рисование карандашом, фломастером, кистью. ;

5. Застегивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазанья (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику рук нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем правое полушарие мозга.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно проводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице) .

6. У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «говорить руками» целые истории (пример смотрите далее) .

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Сегодня мы предлагаем вам принять участие в изготовлении пособий для развития мелкой моторики руки ребенка.

Демонстрация готовых пособий.

Предлагаем вашему вниманию серию пособий:

- «Моталочки»

- Игра «Кто что кушает» (игра с прищепками)

- Игра «Кто что кушает» - 2 вариант (игра с баночками)

- «Угадай, кто спрятался?» (игра с прищепками)

Приглашаем вас занять удобное место за столом с наиболее интересной для вас игрой. Все необходимое для изготовления вы видите на столах: клей, ножницы, мордочки и фигурки сказочных персонажей, зверушки, стаканчики, ленты.

А пока вы изготавливаете пособия мы расскажем вам о пользе массажа пальчиков малыша.

Массируем пальчики.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок благополучно развивался, был активным, любознательным, поскорее начал хорошо говорить, то кроме обычного массажа для тела обязательно проводите массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Запомните основные правила массажа.

Развивать мелкую моторику можно уже в младенческом возрасте – с первого месяца. Одной рукой вы производите массирующие движения, а другой поддерживаете ручку малыша.

Основные приемы массажа:

• поглаживание (время от времени поглаживайте ладошки малыша с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой.)

• разминания (вращательными движениями массируйте пальчики от кончиков к запястью; в завершение обязательно погладьте кисти ручек и напоследок проведите пассивную гимнастику для пальчиков) .

• поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков до середины предплечья. (движения всей ладонью) ;

• поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами) .

• растирания каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончика к основанию (спиралеобразные движения костяшками пальцев)

• повторное поглаживание.

• вибрация – постукивание костей ручек ребенка (движение кончиками пальцев) .

• завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями.

Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3 – 5 минут, курс 10 – 12 сеансов. Через 10 – 30 дней курс можно повторить.

Кроме массажа с малышом можно проводить занимательные игры, включающие в себя элементы массажа кистей рук.

Когда малыш самостоятельно разминает свои пальчики (выполняет упражнения, играет) ; он занимается пассивной гимнастикой (поочередное покачивание, сгибание и вращение каждого пальчика) невозможно без участия взрослых:

- Самомассаж усиливает кровообращение в кистях рук. Поиграйте с вашим малышом в эти веселые и полезные игры для ладошек и для пальчиков:

- хлопки;

- сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;

- потирание ладоней одна о другую;

- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш) .

- перекатывайте по поверхности стола мелких предметов двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую или даже маковое зернышко) .

Сухой бассейн для пальчиков

Наполните половину коробки сухим горохом. Заройте какую – нибудь маленькую игрушку.

Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет.

Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке. Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.

Игры с предметами

Пальчиковые игры с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику у детей, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включается в игру и эмоционально, развивает творчество, фантазию, воображение. Когда ребенок трогает, бросает, вертит в руках различного рода предметы, он ощущает их поверхность (мягкую, твердую, шершавую и т. д.) .

Горох

В глубокую тарелку насыпать горох. Ребенок перебирает его руками и при этом рассказывает стихотворение:

В ведро насыпали горох

И пальцы окунули,

Устроили переполох,

Чтоб пальцы отдохнули.

Бусинки

Ребенок (под присмотром родителей) берет в ладошки несколько бусин и катает их, проговаривая стихотворение:

Я в руках перебираю

Бусинки – горошки.

Становитесь вы сильней,

Пальчики – помощники.

В поисках игрушек

Насыпать в тарелку фасоль, а на дно предварительно положить мелкие игрушки

(например из «киндер – сюрпризов»). Задача ребенка найти их.

В горшок насыпали фасоль,

И спрятали игрушки,

Теперь мы ручкой достаем

Забавненьких зверушек.

Друзья

Ребенок берет мягкие игрушки среднего размера и под чтение стихотворения крепко сжимает их сначала лапы, а затем туловище в соответствии с текстом. После каждой строчки происходит смена рук:

Я друзей всех обожаю,

Крепко руки пожимаю

А когда прощаемся -

Крепко обнимаемся.

Мячик

Ребенок выполняет упражнения рукой в соответствии с текстом стихотворения.

Мячик я рукой катаю,

По столу его гоняю.

Им поглажу по ладошке,

Будто бы сметаю крошки.

Я сожму его слегка.

Тренируется рука.

Каждым пальцем мяч давлю,

Затем руку заменю.

Мяч летает между рук.

Это был последний трюк.

Спички вместо карандаша

При помощи спичек ребенок выкладывает разные рисунки и при этом разучивает с мамой небольшие стихи.

Парусник

Парусник красивый

По реке плывет.

Белизной игривой

Нас к себе зовет,

Покататься, покупаться,

С добрым ветром баловаться.

Ромашка

Ромашка, словно солнышко,

Из спичек получилась.

Хотя на небе тучка

Немного рассердилась.

Елочка

Елка, елка, елочка,

Красавица зеленая

Ветки как мизинчики,

Расставила она.

Грибочек

Гриб, седая борода и,

Плюшевая голова,

У тебя одна нога,

Да и та – без сапога!

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

· рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Фото «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Всеобуч для родителей - фото
Фото №1 Всеобуч для родителей на тему

Готовые пособия для развития мелкой моторики рук :

Фото №2 Развитие ребенка

Материал подготовила Красикова Д. И. МДОАУ №107 г. Оренбурга

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Опубликовано: 26 июня 2020 в 13:03
+253Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Красикова (УИ 652356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД