Томилова Ирина Валерьевна
Шахматная нотация или интеллектуальный прыжок
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматная нотация или интеллектуальный прыжок
Министр Образования Ольга Васильева заявила в СМИ, что в ближайшие два года в расписании занятий учащихся начальной школы один час в неделю будет посвящён шахматам. Это связано с инициативой президента РФ В. В. Путина внедрить подобные уроки в учебную программу образовательных учреждений.
Ориентируясь на Федеральный образовательный стандарт, в котором чётко прописаны какими (ключевыми компетенциями) качествами, навыками и умениями должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного детства, совместно с заведующим детского сада № 13, Печерских А. А., мы решили создать шахматный клуб.
Публикация «Шахматная нотация или интеллектуальный прыжок» размещена в разделах
На основе работ И. Г. Сухина была разработана рабочая программа для воспитанников детского сада. Также она была адаптирована для детей выпускной группы. Её основная цель - познакомить детей с шахматами и сформировать первичные умения игры.
Игорь Георгиевич Сухин – кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ и мн. др. Автор методики обучения шахматным азам детей с возраста 2 лет, автор шахматно-задачной технологии развития у детей способности действовать «в уме». Автор книг: «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет» и «Удивительные приключения в Шахматной стране».
Единогласным решением воспитателей и детей было выбрано название шахматного клуба – «Шах и мат». Занятия шахматами помогают детям ориентироваться на плоскости. Учат их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности, развивает усидчивость, внимание, память, самостоятельность. В целом развивают все когнитивные процессы — это пригодится детям в школе.
На занятиях я использую компьютерные технологии, в частности презентации PowerPoint. Также у нас есть наборы шахматных досок с фигурами и магнитная шахматная доска. Методы работы преимущественно игровые, наглядные и практические.
Если говорить о реакции детей, то, безусловно, она была разной. Это связано с разным уровнем подготовки детей, и заинтересованности семьи ребёнка : есть семьи, в которых играют в шахматы, а есть те, где нет такой игровой привычки. Детям не терпится поиграть и наша задача на первом этапе внедрить теоретические основы игры, рассказать историю возникновения шахмат, как устроена и из чего состоит шахматная доска, какие существуют фигуры и как они ходят. Ввести элементарные понятия, например: взятие, соперник, шах и мат. Это осложняется отсутствием готовых методических разработок, поэтому к каждому занятию приходится кропотливо готовиться, читать и анализировать имеющуюся литературу, интернет источники, вычленять нужное. Это трудоёмко, и я учусь вместе с детьми и у детей.
В будущем на базе детского сада планируется провести шахматный турнир совместно с родителями. Это должно помочь пробудить интерес к шахматным урокам. Хочется вовлечь в этот процесс общественность и социальных партнеров, поскольку организация досуговой деятельности в детском саду по средствам игры в шахматы, наша первоочередная задача.
Томилова И. В.
Воспитатель I кв. кат.