МААМ-картинки

Социальная и психологическая ценность дошкольного детства

Ирина Жилиховская
Социальная и психологическая ценность дошкольного детства

«Детство - фундамент жизни. Без полноценного переживания его, последующая жизнь ребенка может быть ущербной» Я. Корчак

Аннотация: в данной статье авторами рассматривается актуальная проблема развития личности ребенка в период дошкольного детства, определяется ценность этого периода для развития физического и психологического здоровья, а также хорошей подготовки к будущей жизни в современном обществе.

Публикация «Социальная и психологическая ценность дошкольного детства» размещена в разделах

Ключевые слова: дети, ценности, личность, ребёнок, дошкольники, развитие, поисково-исследовательская деятельность, дошкольный возраст.

Наши дети – это самые счастливые искатели приключений, которые очень хотят познать этот мир. Им интересно всё! Его мир, мир здорового, психически и психологически благополучного ребёнка, - яркий, красочный, добрый.

Современный ребёнок – это личность, индивидуальность. Главное - суметь воспитать чувства ребёнка, прививать ему интерес к окружающему миру, и роль обучения будет иной, это будет развитие готовности к самостоятельному познанию.

Научить ребёнка мыслить и самостоятельно добывать знания – это педагогическая цель современного образования. А основной задачей педагога - является установка на развитие творческой деятельности ребёнка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать что-то новое, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

Мы, воспитатели, должны уметь увлечь и очаровывать воспитанников, «заражать» их ценностями и смыслами жизнедеятельности. Для полноценного развития личности ребёнка необходимо создать здоровую, социальную и психологическую атмосферу.

Основы социально-личностного развития зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Современный человек должен уметь: самостоятельно оценивать себя и свои поступки; понимать окружающий мир природы и мир людей; принимать самостоятельные решения относительно себя, других людей, социальных групп и общества в целом.

Человек развивается всю сознательную жизнь, но если говорить о социальной и психологической ценности дошкольного детства, то её можно сравнить с хорошим крепким фундаментом дома.

Перед дошкольными учреждениями страны сегодня стоит множество непростых задач. Они давно переросли свои первоначальные функции, поэтому в настоящее время востребован не просто воспитатель, а мега-воспитатель – исследователь, психолог, социолог.

Мы, воспитатели, наверное,самые счастливые люди, нам доверяют самое ценное, что есть в жизни, - это дети. Мы соприкасаемся с душой ребёнка и хотим помочь сохранить её чистой и светлой. Известный детский психолог В. В. Зеньковский писал о раннем детстве : «Типическая его черта – хрупкость и нежность. Личность ребёнка очень хрупка и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как она иначе может согнуться под действием внешних сил, может искривиться, приостановиться в своём развитии, приобрести черты извращённости. Эти лёгкая податливость ребёнка, малая сопротивляемость, чрезвычайная хрупкость детской души ведут к тому, что ей чрезвычайно легко нанести глубокую рану».

Дошкольный период – это период формирования характера и правил поведения ребенка. Никакие психологические качества, или форма поведения не появляется в готовом виде, а проходит достаточно длительно скрытый период развития. Многие качества личности и формы поведения становятся заметными и открытыми у человека спустя много времени, когда человек достигает значительной социально-психологической зрелости.

Личность ребенка начинает формироваться с раннего возраста. Дети наблюдают за окружающими людьми и получают основной источник личностной социализации. В раннем возрасте они очень многому учатся: они осваивают разнообразные действия с предметами, у них развивается понимание речи, они получают ценный опыт эмоционального общения со взрослыми. Все это рождает у ребенка веру в свои способности и возможности, стремление к самостоятельному взаимодействию с окружающим миром.

Поэтому, наша задача поддержать стремление ребенка к самостоятельности, не подорвать его веру в собственные силы, поощрять положительные эмоции, помочь заметить рост своих достижений и ощутить радость от успехов.

Современным детям часто не хватает общения, они теряются в мире

информации, им хочется больше разговаривать и совместно действовать. Поэтому, детский сад - это то место, где они реализуют принципиальные для них потребности. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, наша задача. поддерживать и развивать стремление к общению и обогащению личного практического опыта, придать отношениям между сверстниками положительную направленность. Нужно, чтоб каждый ребенок, чувствовал себя уверенно и комфортно в доброжелательной атмосфере детского сада.

Каждый ребенок стремится к активной деятельности и очень важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет его развитие и реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Поэтому, такие виды деятельности как: экспериментирование, предметная,

изобразительная и художественная деятельность, общение со сверстниками и

взрослыми, детский труд, игра – очень важны для ребенка. Игра становится

содержанием и формой организации жизни в детском саду.

Педагогическая цель современного образования - научить ребёнка мыслить и самостоятельно добывать знания. А основной задачей воспитателя является установка на развитие творческой деятельности ребёнка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из компонентов проекта ФГОС. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В Законе РФ «Об образовании» устанавливаются общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Главной задачей воспитания в современном обществе – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, которому принадлежит. Социум определяется как окружение, в котором формируется человек; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности, пространство – предметное, культурное, духовное – где он реализует свою активность. Дошкольное образование является основным первым и определяющим начало социализации. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности, путём научения, подражания, ребёнок приобретает социальный опыт.

В детском саду №12 города Тимашевска Краснодарского края, которым руководит Корниенко Ольга Владимировна, созданы руками педагогов социальная среда и здоровая психологическая атмосфера, способствующая формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Наш девиз – «Детство – это те ворота, через которые проходят все чувства, посещающее человеческое сердце и остаются на долгие годы, а некоторые и на всю жизнь» - эти слова говорят о том, что нет ничего прекрасней счастливого детства и нет ничего ответственнее, чем дать каждому ребёнку такое детство.

Необходимо не только давать знания, но и вызывать ответное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Процесс познания социальной действительности находит отражение в нашем детском саду в разнообразной детской деятельности. В нашем учреждении созданы условия для обеспечения комплексного развития воспитанников. Проводится огромная работа по физическому воспитанию, умственному, художественно-эстетическому, эколого-краеведческому, речевому развитию детей. Планируя работу в том или ином направлении, соблюдается главное условие ФГОС– это учёт возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста, т. е. специфики дошкольного детства. Осуществляется дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, сочетая подгрупповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов с детьми.

Решая задачи социально-личностного развития, педагоги ориентируются на: широкое использование непосредственно предметного окружения, развивающей среды, созданной в каждой группе и в ДОУ в целом, организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения; использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы; совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, библиотек из своих собственных книг, коллективных работ и т. д); регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания; сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

В работе с детьми по социально-личностному развитию наиболее эффективными приёмами являются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, тематические обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций. В работе важное место занимает коллективное совместное с детьми творчество. Оно приносит не только радость, но и огромную пользу.

1. Особое место в саду отводится использованию здоровьесберегающих технологий, физкультурно-оздоровительной работе с детьми. В детском саду проводятся физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники. Помимо этого, регулярно проводятся утренняя гимнастика, физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна. В группах проводится кварцевание.

2. Большое внимание в детском саду отводится организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Дети уже с младшей группы начинают осваивать азы «Дорожной азбуки». Интересно проводятся занятия по изучению основ безопасности жизнедеятельности. Есть уголки с красочными пособиями и экспонатами по БДД, по безопасности жизнедеятельности.

Особое значение в нашем дошкольном учреждении отводится психолого-педагогической работе. Педагогами организуются групповые и индивидуальные занятия, во всех группах проводится диагностика «Личностного уровня развития», в подготовительной группе диагностика подготовки к школьному обучению.

3. Огромную работу ведёт наш музыкальный руководитель Карпенко О. В. Помимо музыкальных занятий, календарных праздников организуются различные тематические праздники, развлечения: «Покровские посиделки», «Моя любимая мама», «Весёлая масленица», «День птиц»; тематические праздники. Была проведена «Неделя произведений классиков». «Неделя» завершилась музыкально-литературным вечером «Что за прелесть эти сказки!», где группы всех возрастов соревновались в конкурсе чтецов.

4. В детском саду созданы условия для ознакомления детей с природой. Есть метеорологическая станция, лаборатория, групповые уголки, огород, фруктовый сад. Учебно-воспитательный процесс организовывается таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи и умели применить полученные знания практической деятельности.

Ведётся работа по Кубановедению. Проводятся викторины, тематические вечера, выставки рисунков «Любимый город», «Моя Родина – Тимашевск».

5. В саду создан этнографический музей «Деревенская изба», экспонаты которого собирались усилиями сотрудников и родителями наших воспитанников. Занятия в этом музее являются частью работы по приоритетному направлению «Приобщение детей к культуре русского народа».

В нашем саду осуществляется инновационная деятельность – проектная:

Инновационный проект «Формирование патриотических чувств у дошкольников через комплекс мероприятий, входящих в часть образовательной программы, формирующей участниками образовательных отношений»; «Робототехника в детском саду : нужна ли она детям 5-6 лет?», «Экономическое воспитание старших дошкольников»

На базе нашего детского сада была стажировочная площадка по проблеме «Формирование проектных компетенций воспитателя детского сада в условиях ФГОС ДО»

Инновационная площадка по теме: «Новая модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленная на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности». Выпущены сборники, в которых представлены теоретические материалы по теме инновационной работы, методические пособия по использованию игр, упражнений, ситуационных задач, направленных на развитие поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, по созданию предметно-развивающей среды для организации исследовательской деятельности детей, подобраны диагностические методики диагностики развития исследовательской деятельности старших дошкольников. А так же, муниципальная инновационная площадка «Я-эксперементатор» /Поисково-исследовательская работа дошкольников/ и инновационная площадка федерального бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии» по теме «STEM- образование детей дошкольного и школьного возраста»

Педагогами созданы экологические, краеведческие проекты и проекты, посвящённые Великой Отечественной войне. Технология проектирования является уникальным средством поэтапного движения к цели, средством развития ребёнка под влиянием взрослого и благодаря собственной активности.

Важной областью психологической работы является также установление партнёрских отношений с родителями. Работа с родителями реализуется по программе «Ребёнок-родители-детский сад». В этом направлении ведё тся огромная работа: создан консультативный пункт «Школа молодых родителей». Ни одно мероприятие в детском саду, ни один праздник не обходится без их участия. Совместная работа педагогов и родителей создаёт условия для благоприятного социально-психологического развития ребёнка.

Современные условия жизни требуют глубоких изменений в системе дошкольного образования. Ситуация на сегодняшний день такова, что многие дети не имеют возможности посещать детский сад Общей характерной чертой неорганизованных детей является неравномерное развитие познавательных процессов, а также наличие определенных трудностей в сфере общения.

В то же время общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желание учиться. Поэтому, полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства, подготовка к школе весьма актуальна. Современные исследования показывают, что 30–40% детей, приходящих в 1-й класс массовой школы, не достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.

Дети, посещающие детский сад, могут успешно обучаться в школе, вызвать уважение у окружающих, отличаться своей ответственностью, что позволяет им в полной мере добиваться поставленных целей. Неорганизованные же дети обладают прямо противоположными качествами личности, такими, например, как беспорядочностью, недисциплинированностью, несобранностью, спонтанностью поведения и другими.

В соответствии с ФГОС ДО от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является 6. следующее: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Однако традиционные технологии ни в ДОУ, ни в семье, ни в группах по подготовке детей к школьному обучению, которые организуются в школе, не могут обеспечить положительный результат в решении вышеперечисленных целевых ориентиров ни в детском саду, ни в семье.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением, семьей сегодня стоит задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и, обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. А развитие активности мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания, что возможно только в поисково-исследовательской деятельности. Именно в рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение, активное освоение мира. Детям не сообщаются новые знания, не предполагаются способы действия, а создается проблемная ситуация, которую решает сам ребенок, при этом сам самостоятельно устанавливает связи и отношения, а значит, развивается его память, мышление, воображение, речь, творческая активность и самостоятельность – основные базисные качества личности.

Проанализировав ФГОС ДО, ряд программ по дошкольному воспитанию, именно по подготовке детей к школе, мы пришли к выводу, что все они указывают на необходимость детского исследования и экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать программу подготовки к школе даже в условиях ДОУ. Имеющиеся программы и методические рекомендации по подготовке детей к школе не направлены на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования, на формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников, что является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще.

Таким образом, было принято решение о создании новой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников, не посещающих ДОУ, через внедрение в программу работы консультационного пункта работу клуба «Я экспериментатор». Разработанные в ходе эксперимента программа поисково-исследовательской деятельности дошкольников, методические рекомендации и др. окажут практическую помощь педагогам ДОУ и учителям начальной школы в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми в ДО, в семье и в организации других форм работы по подготовке детей к школе. Для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

7. Мы уверены, что именно поисково-исследовательская деятельность и система работы по разработанной нами программе обеспечит и проблему преемственности между ДОУ и начальной школой.

Актуальность выбранной темы объясняется и тем, что в районе проживает 9300 детей. Из них детей от 5 до 7 лет 1600 чел. Посещают ДОУ 5 700 чел., в подготовительных группах ДОУ – 640 чел. Таким образом, подготовка детей к школе в домашних условиях осуществляется у 1160 детей. Есть предположение, что у большинства этих детей не будут сформированы способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Эти дети не смогут получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов и нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Эта проблема остро встает перед учителями начальных классов. Использование разработанной программы открывает новые возможности подготовки к школе дошкольников, не посещающих ДОУ в рамках работы консультационного пункта.

Л. С. Выготский не раз подчеркивал открытость ребенка миру, которая выражается в его стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Внутренняя позиция специфична для каждого возраста, она обуславливает общий характер переживаний ребенка, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного облика.

8. В МБДОУ обеспечена теоретическая подготовка педагогов, проведены консультации, семинары и практикумы по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников, развитию их творческих способностей. Издано методическое пособие с теоретическими материалами по проблеме экспериментальной работы.

Опубликован цикл конспектов по разным образовательным областям с использованием элементов поисково-исследовательской деятельности.

Разработаны проблемно-поисковые ситуации в разных видах деятельности дошкольников.

Для определения показателей и критериев уровня овладения детьми исследовательской деятельности в ДОУ разработана циклограмма, в которой определены показатели и критерии, методы отслеживания результатов и предполагаемые формы работы с ребенком. С целью определения предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявления устойчивых интересов ребенка разработана методика, в которой ребенку предлагается схематическое изображение центра поисково-исследовательской деятельности с различными материалами для исследования. Ребенку предлагается выбрать, куда бы он в первую очередь повел своего друга, пришедшего в гости.

Таким образом, дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития. В более поздние периоды теряется эта сензитивность, а с ней и возможность развития детей с опорой на творческое воображение, эмоциональный характер миропознания, наивность и непосредственность действий и др.

Выпускники нашего сада достаточно успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются к школе, у них сформирован достаточный уровень знаний, умений, навыков, что показывают результаты обучения в школе.

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Большая психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста в летний периодБольшая психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста в летний период h3]Большая психологическая игра «На Поля ке»[/h3] Цель: повышение интереса у детей к проявлению познавательной активности, развития мотивации.

Фотоотчет «Дружба — это великая ценность»Фотоотчет «Дружба — это великая ценность» ДРУЖБА - ЭТО ВЕЛИКАЯ ЦЕННОСТЬ,ДРУЖБА- какое хорошее, доброе слово! Наверное, нет ни одного человека, который бы не ценил дружбу. " Нет.

Фотоотчёт о проведении мероприятия «Последний праздник дошкольного детства»Фотоотчёт о проведении мероприятия «Последний праздник дошкольного детства» Выпускной утренник в детском саду — это самый трогательный, самый незабываемый из всех праздник. С одной стороны, это радостный, долгожданный.

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Здоровье — главная ценность»Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Здоровье — главная ценность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Белоглинского района» Конспект интегрированного.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг»Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг» Последний день Недели психологии все уже ждали с большим интересом. Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный.

Сценарий выпускного бала в старшей группе «Улетает наш шарик дошкольного детства!»Сценарий выпускного бала в старшей группе «Улетает наш шарик дошкольного детства!» Сценарий Выпускного бала в старшей группе МБДОУ «Хоринского детского сада «Ромашка» : "Улетает наш шарик дошкольного детства!" Автор :.

Социальная акция по БДД «Детское Автокресло»Социальная акция по БДД «Детское Автокресло» Социальная акция по БДД "Детское Автокресло" Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма,.

Викторина по произведениям А. Барто «В стране счастливого детства» с детьми младшего дошкольного возрастаВикторина по произведениям А. Барто «В стране счастливого детства» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: закрепить и уточнить знания детей как по отдельным произведениям А. Барто, так и по циклам, объединенными одними и теми же героями;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социальная и психологическая ценность дошкольного детства
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 22:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД