Наталья Мануилова
Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс всестороннего развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая статья:
Социальное партнерство семьи и ДОУ – как ресурс всестороннего развития личности
1. Основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования успешное сотрудничество детского сада и семьи.
Публикация «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс всестороннего развития личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
3. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», «партнерство». Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа. Создание будущего – заказ общества, это дети, которые будут строить или не строить нашу страну.
4. Задача педагогического коллектива в работе с родителями заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей. Основной целью взаимодействия ДУ и семьи является - организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.
5. Ожидаемым результатом в данной системе является: неформальные отношения с семьями воспитанников; обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выборы адекватных методов и форм; установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание; повышение педагогической компетентности родителей.
6. Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность ДУ по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников. Модель представляет открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
7. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
8. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед нашим учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие на основе принципов успешного взаимодействия с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи (Таб. 1).
9. От эффективности системы социального партнерства ДОУ с семьей зависит качество принятых мер, направленных на грамотное решение проблемы – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия, что позволит заложить основы развития личности дошкольников (Таб. 2).
Таблица 1
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
Принцип Реализация принципа
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса Каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак-тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на индивидуализацию развития личности детей Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания, развития детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей - выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях;
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие
4. Научно практический принцип - создание методической базы для оснащения и контроля хода исследования;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам инновационной деятельности
5. Индивидуальный подход Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации
6. Динамичность Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Таблица 2
Критерии оценки эффективности системы социального партнерства ДОО с семьей
Критерий Показатели
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого (воспитательного потенциала семьи и т. д.).
Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт Качественные характеристики проявления умений и навыков:
в процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются ярко, устойчиво – оптимальный уровень;
в процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются в достаточной мере – допустимый уровень;
воспитатель испытывает недостаток указанных умений и навыков, что создает проблемы в процессе его практической деятельности с родителями – критический уровень
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Наличие банка данных педагогического опыта семей.
Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.
Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка,
безопасности его пребывания в ДОУ.
Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок.
Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ.
Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.
Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе. Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей :
родители в полной мере удовлетворены качеством образовательных услуг в ДОУ – оптимальный уровень;
удовлетворенность качеством образования услуг частичная - допустимый уровень;
родители не удовлетворены качеством образовательных услуг – критический уровень
Степень эффективности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи Рост воспитательного потенциала семьи.
Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.
Активная субъектная позиция родителей.
Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей :
результаты деятельности ДОУ с семьей существенны, проявляются полно, ярко - оптимальный уровень;
результаты деятельности удовлетворительны - допустимый уровень;
работа с родителями ведется формально - критический уровень