Хоменко Галина
Совместная художественно-продуктивная деятельность педагогов, родителей и детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная художественно-продуктивная деятельность педагогов, родителей и детей с нарушением зрения
Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьёй и полноценного взаимодействия между родителями и педагогами. Особенно актуально это для родителей, в семье которых воспитываются дети с нарушением зрения. Детям со зрительной депривацией поддержка родителей необходима вдвойне, как и пример взрослого, совместные действия, их помощь и одобрение.
Публикация «Совместная художественно-продуктивная деятельность педагогов, родителей и детей с нарушением зрения» размещена в разделах
В индивидуальных беседах, на консультациях, родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выявить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов и явлений действительности.
Совместно с родителями и детьми мы реализовали краткосрочный проект «Скоро, скоро Новый год». Почему мы выбрали эту тему? С первым снегом, метелями и вьюгами всё чаще мы слышим рассказы и мечты о грядущем празднике, любимым малышами и взрослыми – о Новом годе. А какой Новый год без Деда Мороза и ёлки? Ведь для ребёнка в новогоднем празднике самый главный - Дедушка Мороз. Он приносит всем подарки, не смотря на капризы и непослушание. Дети пишут ему письма, а потом находят свои заветные подарки под ёлкой. Детям нужна сказка. Это вера в чудо, где всегда побеждает добро. И в наших силах сделать эту сказку реальностью. Подготовка к празднику, праздничное настроение, ожидание чуда, радость общения создают дома и в группе положительную эмоциональную атмосферу.
Проектная деятельность : «Скоро, скоро Новый год»
Актуальность: Новый год, - наверное, самый долгожданный праздник для детей. Они с нетерпением ждут новогодних чудес, пишут письма Деду Морозу, готовятся. Родители и педагоги тоже, по-своему, готовятся к этому празднику.
Цель педагогов : объединить детей и родителей в едином творческом процессе с целью создания в группе атмосферы новогоднего праздничного волшебства. Увлечь совместным творчеством, раскрыть творческий потенциала детей. Подарить ребенку праздник и настоящее новогоднее волшебство!
Участники проекта: дети II младшей группы с нарушением зрения, родители, учитель-дефектолог, воспитатели.
Сроки реализации: краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: социально-нравственное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Задачи:
1. Познакомить детей с общенародным праздником - Новым годом.
2. Приобщать детей к традициям Нового года (украшение ёлки и квартиры, дарение подарков).
3. Развивать творческие способности детей, вызывать желание самостоятельно создавать украшения для группы и дома.
4. Формировать у детей умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
5. Привлекать родителей к активному участию в создании праздничной атмосферы в группе, подготовке к празднику, к обогащению знаний детей по данной теме.
6. Оптимизировать детско-родительские отношения.
7. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
8. Побуждать делиться впечатлениями о подготовке к празднику в детском саду и дома.
9. Развивать речь и слуховую память детей при заучивании стихов наизусть и рассказывании их.
Продукты проекта:
1. Организация и создание предметно-игровой праздничной среды, оформление группы.
2. Детский утренник «В гостях у ёлочки».
3. Выставка детских работ «Ёлочки».
4. Выставка совместного творчества «Скоро Новый год».
I. Подготовительный этап
Действия педагогов :
- подбор книг, сюжетных картин, иллюстраций, песен с зимней тематикой;
- создание картотеки стихов к празднику и дидактических игр.
Действия родителей :
- подбор стихов к конкурсу чтецов, книг в уголок чтения;
- подбор материалов для украшения группы, проведения совместного МК «Скоро Новый год».
II. Художественно-продуктивный (творческий) этап
Действия педагогов :
- чтение стихов и художественной литературы, отгадывание описательных загадок:
«Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
«Рукавичка», обр. Е. Благининой;
«Снег идёт», Л. Воронкова;
«Ёлка», К. И. Чуковский;
«Наша ёлка», Е. Ильина;
«Ёлка летом просто ёлка», Н. Филимонова;
«Встречаем мы, встречаем мы сегодня Новый год», В. Гарлицкий;
«Сколько на ёлочке», З. Александрова;
«Снег искриться, снег кружиться», Н. А. Некрасов;
«Снег засыпал все тропинки», Н. Ф. Губанова;
«Ах, какой наряд у ёлки», К. Даян;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, новогодней елки;
- составление описательных рассказов по новогодним картинам и игрушкам;
- заучивание стихов и песен к новогоднему утреннику:
В. Петрова
Мама елку украшала,
Аня маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звезды, шарики, хлопушки.
А потом гостей позвали
И у елочки сплясали!
А. Барто
К детям ёлочка пришла,
Снег на ветках принесла.
Нужно ёлочку согреть
Платье новое одеть.
Ярко звёздочки блестят,
Ярко лампочки горят,
Бусы разные висят -
Замечательный наряд!
И Токмакова.
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
- проведение мастер-класса для детей и родителей «Скоро Новый год»;
- проведение конкурса чтецов;
- подготовка детей к выполнению задания дома (сравнение полосок по длине и ширине, уточнение их цвета);
- проведение дидактических игр:
Елочки и дорожки
У детей ёлочки разной высоты и дорожки разной длины. Воспитатель просит подобрать к самой большой ёлочке самую длинную дорожку и т. д.
Украсим ёлочку
На фланелеграфе выложена ёлочка. У детей – геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зелёный) и разной формы (круг, треугольник, квадрат). Воспитатель просит украсить ёлочку красными (желтыми, круглыми) игрушками.
Елочки бывают…
Ведущий говорит: «Елочки бывают. большие, высокие, широкие, толстые.» А дети должны это показывать, вместе с педагогом.
Донеси снежок в ложке
Детям дают в руку по ложке с ватным снежком в ней. По сигналу дети разбегаются в разные стороны вокруг елки. Побеждает тот, кто прибежит первым и не уронит снежок.
Рукавичка
Все дети стоят по кругу. Дед Мороз теряет рукавицу.
Ведущая праздника ее находит и, обращаясь к Деду Морозу, спрашивает: «Дед Мороз, а это не твоя рукавичка?» Дед Мороз отвечает: «Рукавичка-то моя, догоню ее, друзья». Дети передают друг другу рукавичку, а Дед Мороз пытается взять ее у детей.
Новогодний аукцион
Игроки по очереди перечисляют все, что бывает в Новый год: Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, подарки, ёлочные игрушки, иголки на полу, снег, фонарики и т. д.
Мешок сюрпризов
Ребёнку дают небольшой мешок, в котором лежат разные игрушки (кубики, мячики, матрешки, машинки и т. д.). Задача – достать из мешка предметы и на ощупь опознать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал.
Собери снеговика
Из ватмана вырезают детали снеговика – три круга разных размеров, из цветной бумаги – глаза, рот, нос-морковка, ведро, шарф, метелка. Вызванные дети по команде на полу, возле ёлки, быстро собирают из предложенных деталей снеговиков.
- ведение наблюдений на прогулке:
«Белая пушистая снежинка»
Цель – формировать представление детей о том, что снежинки бывают разной формы; формировать познавательную активность; оживить в памяти детей их собственные впечатления от снега; формировать эстетическое отношение к окружающей природе.
Е. Благинина
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке?
Покружилась звездочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
***
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
«В лесу родилась ёлочка»
Цель - расширять представления детей о деревьях (есть ствол, ветки и т. д.); уточнять представления о растительном мире с наступлением зимы; показать особенности хвойных деревьев в зимний период; воспитывать наблюдательность, активность, заботливое отношение к природе.
М. Степанов (отрывок)
Что за чудо - зимний лес,
Столько сказочных чудес!
Серебром стоят в сторонке
В шубах елочки – девчонки.
***
Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой ёлке.
«Птичка-невеличка»
Цель - расширять представления о птицах; учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают; формировать желание помогать птицам в зимний период.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка
А зовут её … (синичка)
«Куда исчез снежок»
Цель – дать представление о свойствах снега; показать детям, что в тепле снег тает, превращается в воду.
Снег ложится не спеша
На ладошки малыша
И сию минуту тает -
Моментально исчезает.
И ребенок не поймет
Почему же снег идет,
А потом, вдруг пропадает?
Ведь такого не бывает:
Чтобы был и сразу - нет.
«Лепим мы снеговика»
Цель – дать представления о свойствах снега; формировать представление о простейших связях между температурой воздуха и свойствами снега; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Лепим мы снеговика,
Будут круглые бока.
Из морковки длинный нос.
Шарфик - чтобы не замерз.
Нарисуем глазки! Ой!
Снеговик у нас живой!
- проведение беседы с детьми;
Темы бесед: «Наш город в Новый год»,
«Новогодний праздник дома»,
«Как украсить нашу группу?»
- пальчиковые игры:
«Ёлка»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз - подбросим.
Два - поймаем.
Три - уроним.
И. сломаем.
«Погреемся»
Поиграем-ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
«Шарики»
На глазах у детворы
Ёлка наряжается.
Разноцветные шары
На ветвях качаются.
***
Маленький Егорка
Топает по горке,
Взял саночки,
Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!
***
Зелененькая елочка,
Колючие иголочки.
Ветки распушила,
Снежком припорошила
«Дедушка Мороз»
Закрывайте двери,
Закрывайте двери
Закрывайте уши,
Закрывайте нос.
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз!
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз.
***
Мы на празднике попляшем,
И украсим елку нашу.
Мы повесим шарики,
Сделаем фонарики.
- предоставление информации родителям в социальных сетях и в уголке для родителей.
Действия родителей :
- разучивание стихов к конкурсу чтецов;
- чтение книг про Новый год;
- изготовление украшений в группу (снежинок и гирлянд);
- проведение беседы с детьми «Новогодний праздник»;
- подготовка новогодних костюмов к утреннику.
III. Заключительный (итоговый) этап
Действия педагогов :
- новогодний утренник «В гостях у ёлочки»;
- выставка детских работ:
- выставка совместного творчества.
Действия родителей :
- украшение группы к празднику;
- украшение ёлки к празднику.