Мария Хапова
Статья «Создание условий для поддержки детской инициативы в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для поддержки детской инициативы в игре.
Хапова М. В.
воспитатель МБДОУ д/с № 20
г. Арзамас Нижегородской области
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива, инициативность – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Публикация «Статья „Создание условий для поддержки детской инициативы в игре“» размещена в разделах
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности, это возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Основная образовательная программа ДОУ направлена на создание условий развития инициативы.
В стандарте четко прописаны принципы развивающей среды. Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым, тогда и он «раскроется» и проявит свою инициативу в полной мере.
В своей работе я всегда стараюсь организовывать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы полученные детьми представления закреплялись у них в играх, способствую возникновению потребности у детей вносить эти знания в свои игры. Например, наблюдая за развитием у детей строительных умений, поддерживаю их интерес к конструированию. Также предлагаю группе детей, строящих лучше других, более сложные и интересные варианты. В своей практике я заметила, что ребенок, имеющий определенные знания и умения, которые не имеют другие дети, обязательно передаст их в игровой деятельности. Игра с постоянно развивающимся и усложняющимся содержанием – деятельность, очень близкая детским интересам и отвечающая потребностям развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Я давно уже убедилась, что достижение цели возможно, когда дети увлеченно играют продолжительное время. Преодоление трудностей в игре доставляет радость, удовольствие. Также овладение нормами коллективных взаимоотношений, усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для развития содержания игры, становится насущной потребностью каждого ребенка.
Следователь, если длительная сюжетно-ролевая игра занимает подобающее ей значительное место в педагогическом процессе детского сада, старшие дошкольники действительно объединяются в дружный детский коллектив. Конечно в организации детского коллектива решающая роль принадлежит всегда воспитателю. И я стараюсь вдумчиво и целенаправленно формировать у детей умение жить и работать в коллективе, находить радость в коллективной жизни. А в дружном коллективе присутствуют наилучшие условия для возникновения детской инициативы. А инициатива ребенка (который может сам предложить нового персонажа) всегда принимается и поддерживается. Формирование детского коллектива старших дошкольников в длительных сюжетно-ролевых играх осуществляю поэтапно.
На первом этапе в результате единства обучения и игры у детей формирую представления о нормах взаимоотношений людей в коллективе, чтобы у детей появился устойчивый интерес к играм на определенные темы. Использую полученные знания для развития содержания игр, побуждаю к сплоченности детей.
В ходе второго этапа организации детского коллектива, когда у детей под влиянием обучения возникают и развиваются длительные творческие игры, а проявления чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более осознанными и устойчивыми, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок в единый играющий детский коллектив. Особое значение на этом этапе в связи с усложнением содержания игры приобретает длительно выполняемая ребенком игровая роль, в которой отражаются новые коллективные взаимоотношения детей. В своих играх дети могут изображать людей различных профессий – и героических (космонавты, полярники-исследователи) и обычных (библиотекарь, продавец и др.). Длительная увлеченность ролью побуждает у ребенка собственные сильные чувства: ответственность, самоуважение, чувство общности с другими детьми.
Пример Максима. Сначала только наблюдал за игрой, не общаясь со сверстниками, потом стал участвовать в второстепенной роли, а сейчас он «лидирует». Даже договаривается с детьми о том, во что завтра будут играть, какие игрушки кто принесет в д/сад. В длительной сюжетно-ролевой игре с помощью воображения, на основе подражания реальным взаимоотношением взрослых ребенок сам приобретает свой жизненный опыт, в котором он стремиться реализовать вновь образовавшуюся потребность жить интересами своего игрового коллектива.
На третьем этапе организации детского коллектива я формировала у детей навыки самоорганизации детского коллектива. В длительных творческих играх это сложный путь: от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру в увлекательную коллективную деятельность. Ведь известно, что длительные сюжетно-ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания – непрерывность и постоянство определенной целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания их обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе.
А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, который я использую в своей практике как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников, а также при создании условий для поддержки детской инициативы в игре.
А теперь я хочу перейти к личному опыту.
Способы и направления поддержки детской инициативы :
1) В своей группе предметно-развивающую среду мы строим в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации предметно-игровой среды мы учитываем проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносим оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовываем так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на мой взгляд, будит: познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности, и тогда я стараюсь оказать помощь.
2) При работе с детьми поощряю интерес к играм сверстников, играть, не мешая друг другу, и не обучаю при этом определённым игровым действиям, т. к. важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия нужно включить в игру, только в таком случае игра носит творческий характер. В своей практике осуществляю скрытое руководство, внимательно отношусь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, что дает материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность дошкольников.
3) Отношения с детьми я строю с позиции партнера, с взаимным уважением. Проявляя внимание к каждому ребенку в группе, когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу. Свою задачу воспитателя вижу в создании ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливая на поиск новых творческих решений. В своей группе стараюсь заинтересовать детей, но при первых же затруднениях не спешу на помощь ребенку, даю совет, задаю наводящие вопросы, активизирую имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызываю у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
4) Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Необходимо создать условия, которые способствуют к принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Групповой сбор – это когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. В последнее время инициатором группового сбора становятся дети, они сами приглашают меня для обсуждения возникших вопросов.
5) В своей работе я также применяю методику проектной деятельности. Один из проектов, в котором участвовали дети и их родители – «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети узнавали о своих близких родственниках – участниках войны, впоследствии они стали интересоваться историей семьи и родных, потом в детском саду с интересом делились информацией. В рамках проекта ходили к вечному огню, памятнику Г. К. Жукову, возлагали цветы. Совместно собирали материалы для книги памяти, которая создана у нас в детском саду. Результат проекта – «Книга памяти», а итоговые мероприятия – праздник «9 Мая».
При создании проблемной ситуации, я не предлагаю свои варианты решения. Ребенок должен проявить самостоятельную активность, инициативу. Детская инициатива выражается в том, чтобы ребенок не только захотел что-либо самостоятельно сделать, а то, что придумал сам, оказалось важным для других. В таком случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.
6) В своей группе мы проводим презентацию продуктов детского творчества, при этом поддерживаем чувства гордости у детей за свой труд и удовлетворение его результатами.
Заключение
Для меня тема создания условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми.
Литература
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. М. : 2009.
3. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М. : 1983.
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М. : 2000.
5. Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 20
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.