Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха

Зоя Иванова
Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха

«Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха»

Руководитель инновационной площадки: заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» Егорова Е. Е.

Участники инновационного проекта: педагоги, дети, родители детского сада №15 «Кэнчээри» с. Сайылык Кобяйского улуса

Цели: Создание условий для плодотворной творческой деятельности педагогического коллектива на основе средств этнокультуры народа Саха.

Воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, посредством этнокультуры народа Саха.

Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:

1. Овладение педагогами средствами этнокультуры как инструмента развития ребенка.

2. Построение образовательного процесса основанного на активной познавательной творческой позиции детей с учетом их личных интересов.

3. Построение образовательной среды с опорой на ценности народа, уходящие в глубь веков.

4. Пробуждение в детях то, что было заложено предками: почитание природы (олонхо, фольклор, художественное творчество, музыка, уважение к людям мудрым и сильным

(спорт и физкультура, тяга ко всему прекрасному, (декоративно-прикладное искусство)

5. Способствовать развитию социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.

6. Одним из эффективных воздействий на воспитание любви к родному краю - создание краеведческого мини- музея «Саха бала5ана».

7. Привлечение образовательных учреждений села в образовательную среду для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха.

8. Главная задача проекта: сформировать систему прямого и заинтересованного сотрудничества родителей по раннему выявлению и развитию у детей индивидуальных способностей. Вводится в классическую программу воспитания детей в ДОУ комплексный системный подход с участием родителей и педагогов по выявлению задатков и личностному развитию способностей ребенка.

Эффективность реализации проекта:

• Системность и логическая последовательность проведения мероприятий по принципу от общего к частному.

• Заинтересованность всех участников проекта.

• Все мероприятия проекта подобраны с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей аудиторий.

• Задействованы все каналы восприятия информации.

• Имеется необходимая материально-техническая база, информационно- методическое и кадровое обеспечение.

• Системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени, месте и цели проводимого мероприятия.

• Выдержка во времени.

Эффективность реализации проекта в целом предполагается оценить методом экспертных оценок и анкетирования педагогов, а также – в виде публикаций и участия в конкурсах разного уровня; результаты образования детей проведением внутреннего мониторинга и анкетирования родителей

Руководитель инновационной площадки: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» Иванова З. А.

Участники инновационного проекта: педагоги, дети, родители детского сада №15»Кэнчээри»

В условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольных образовательных учреждений появилась необходимость проанализировать исходное состояние организации образовательной среды в нашем саду, как участникам республиканского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Б. М. Теплов определил: Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». На данном этапе развития системы образования создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и талантливых детей становится актуальной проблемой, поскольку от их решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательной творческой среды (принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия; культурно - ориентированный принцип, ценностный принцип, деятельностный принцип и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста). Статистика фиксирует, что количество одарённых детей составляет 2-3 %, однако мы заявляем, что таких детей 80-90%, только выявлением их талантов пока еще не занимаются системно.

Основываясь на основных принципах стандарта дошкольного образования: полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития; индивидуализации дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; учета этнокультурной ситуации развития детей, решили разработать инновационный проект с использованием средств этнокультуры народа Саха в современной образовательной среде. В. А. Сухомлинский говорил «Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах» Образовательная среда и содержание работы в ней учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что наш улус с преобладающим якутским населением этнокультурное воспитание наших воспитанников опирается на традиционную культуру якутского народа.

Вся деятельность пронизана идеей приобщения к традиционной культуре якутского образа жизни.

- родной язык, вера народа, знание своих корней, раскрывающихся в художественно- прикладном творчестве, в фольклоре народа;

- внутрисемейные и социальные отношения, нравы, обычаи;

- труд, традиционные виды деятельности, хозяйствоведение, ремесла и приобщение к ним;

- все виды игр.

В данной среде выделены:

- индивидуальная образовательная деятельность- комфортная деятельность по темпу, возможностям, интересам;

- систематическое целенаправленное наблюдение за развитием детей (заполнение индивидуальной карты ребенка по 10 основным блокам по направлениям деятельности.)

- Правильное, своевременное заполнение педагогом индивидуальной карты ребенка по итогам каждого этапа мониторинга (может не быть строгим по времени) – учет у детей только самых лучших результатов. (при заполнении Карты педагог учитывает и результаты наблюдений родителей ребенка.)

Становление личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности обеспечивается за счет решения задач:

- создания необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребенка;

- предоставления каждому ребенку возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- введения стиля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

- использования активных методов воздействия на личность.

В ФГОС ДО выделено, что развивающая предметно – развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. Эти требования обеспечиваются организацией образовательной среды включающей студии:

- «Илии туппай» (раннее развитие)

- «Тыйаатыр алыптаах эйгэтэ» (театр)

- «Кустук» (художественное творчество)

- «Маннайгы хардыы» (проектная деятельность)

- «Ымыылар ыллыыллар» (музыка)

- «Обугэ оонньуулара» (физическое развитие)

- «Унугэс» (фольклор).

Наши педагоги активно используют:

- математическое развитие дошкольников Е. Колесниковой;

- проектный метод обучения;

- технологию оздоровления дошкольников С. Стрельниковой;

- клубно-студийные технологии;

-игровые технологии (развивающие игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера)

Содержание образовательной деятельности выстраивается на основе народного календаря. События и праздники по календарю являются основой для разворачивания совместной деятельности.

Январь – «Танха» месяц таинства и гаданий.

Февраль- месяц родного языка, Одун Хаан, дающего человеку силу слова и физическое совершенство.

Март –месяц олон, Дьоьогой Айыы, предка народа Саха, выживающего своим трудолюбием и умом.

Апрель - месяц Айыыьыт, пробуждающий в сердце человека священный огонь любви.

Май – месяц Иэйэхсит Айыы, дающий человеку творческие способности, эстетические вкусы

Июнь - месяц Национальный праздник ысыах

Июль - месяц здоровья и труда, «один день кормит всю зиму»

Август - месяц плодородия и урожая.

Сентябрь- Улуу Суорун Айыы, дающий человеку призвание.

Октябрь - месяц Хотой Айыы, объединяющий и сплачивающий народ.

Ноябрь - «Байанай» месяц охоты, наступления зимы.

Декабрь - «Билгэ Хаан», месяц сказки, былин и историй вечера волшебства.

А также ведем работу с организациями как с Детской школой искусств, с Домом детского творчества, Детской - юношеской спортивной школой по национальным видам спорта, Танаринской средней общеобразовательной школой имени И. Е. Левина и с объединением с. Сайылык «Фольклор туьулгэтэ» под руководством И. Н. Левиной.

Таким образом, созданные нами условия для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха, имеющийся опыт и традиции детского сада совпадают с положениями и требованиями ФГОС ДО.

А также ведем работу с организациями как с Детской школой искусств, с Домом детского творчества, Детской - юношеской спортивной школой по национальным видам спорта, Танаринской средней общеобразовательной школой имени И. Е. Левина и с объединением с. Сайылык «Фольклор туьулгэтэ» под руководством И. Н. Левиной.

Таким образом, созданные нами условия для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха, имеющийся опыт и традиции детского сада совпадают с положениями и требованиями ФГОС ДО.

Научные, учебно-методические разработки используемые для реализации программы:

1. Аммосова В. В. Оо саатын сайыннарыы. - Дьокуускай: Офсет, - 2006. - 48 с.

2. Аммосова ТП. Оскуола иннинээи саастаах оолорго математика. - Дьокуускай: Бичик, - 1995. - 104 с.

3. Аптаах холбуйачаан: Хоооннор, остуоруйалар, кэпсээннэр, таабырыннар. /хом. о. Кирова Г. А. - Дьокуускай: Бичик, -1999. - 224 с.

4. Афанасьев Л. А. оп-паа! - Дьокуускай, - 1994. - 64 с.

5. Баишева М. И., Григорьева А. А. Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олохо. - Новосибирск, 2008. - 168 с.

6. Билии кэм уонна социальнай бииргэ лэлээин: соц. бииргэ лэлээиэ км пособие. / Саха Респ. рэин м-та;[хом. о. Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова]. - Дьокуускай: Офсет, 2006. - 32 с.

7. Васильева К. И., Алексеева А. П. Кэнчээри: оо садын иитээччилэригэр, трппттэргэ уонна пед. училище рэнээччилэригэр: хоооннор, кэпсээннэр, сценарийдар, ырыалар / К. И. Васильева, А. П. Алексеева; [худ. Е. Садовникова]. - Дьокуускай: Бичик, 2013. -104 с.

8. Ефимова, Д. Г., Александрова Н. П. Алгыстаах алаа: оо тэрилтэтин тас уонна ис ксттн дизайна / Д. Г. Ефимова; Н. П. Александрова; Саха Респ. рэин м-вота. - Дьокуускай: Компания "Дани Алмас", 2009. - 32 с. илл. (Олохо педагогиката).

9. Каратаев И. И. Оону чуолкайдык саарарга рэтии уонна грамотаа бэлэмнээин. -Дьокуускай: Бичик, 1993. - 134 с.

Константинова С. А. Сиэннэрим - сиэмэхтэрим /сб. Песен для детей дошкольного возраста Якутск, 2014 - 27 с.

10. Кун- дьыл эргииринэн кыра о5ону иитии –уорэтии: иитээччигэ уонна тороппуттэргэ аналлаах пособие/ Саха сирин министиэристибэтэ; / А. И. Сорокоумова уо. д. а. – Дьокуускай, 2011

11. Ого билии коруу- эйгэтигэр/Саха респ. уорэ5ин минист-та;/хомуйан онордулар С. С. Ю, А. С. Николаева, Т. И. Николаева уо. д. а. - Дь. 2011

12. Олонхоо иитэр гэстэр: трппккэ аналлаах кинигэ / Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова. - Дьокуускай: Бичик, 2012. - 37 с.

13. Олохо: эти-сиини эрчийии: оскуолаа киириэн иннинээи саастаах оо тэрилтэтин иитээччитигэр методическай хомуурунньук / Н. В. Чехордуна, А. С. Ефимова, Т. В. Старостина. -Дьокуускай: Дани Алмас, 2009. - 32 с ил.

14. Олохо оо урууйугар: иитээччигэ, трппккэ аналлаах пособие / Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова; Саха Респ. рэин м-вота. - Дьокуускай: Компания "Дани Алмас", 2007. - 36 с. ил.

15. Олохо ойуулаах тылдьыта / [тылдьыты оордулар В. ВАммосова, Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; худ. СЕ. Старостина, И. Ю. Пестряков]. - Дьокуускай: Якут. край, 2009. - 96 с.

16. Олохо педагогикатын оо садыгар олохтооун: (оо тэрилтэтигэр км пособие) / хомуйан оордулар: Д. ГЕфимова, С. С. Ю. научнай салай.: Е. П. Чехордуна, Сыанабылы биэрдилэр: Н. И. Филиппова, Л. В. Попова, А. С. Николаева. - Дьокуускай: Бичик, 2013. - 120с - (Олохо педагогиката).

17. Олохо педагогикатын трттэрэ / Е. П. Чехордуна, (салайааччы, Н. И. Филиппова, Д. ГЕфимова, Н. П. Карпова Саха Респ. Фед. гос. науч. тэрилтэ "Саха Респ. нац. оскуолаларын ин-та". - Дьокуускай: Компания "Дани Алмас", 2010. - 248 с.

18. Олохо эйгэтин оонньуурдара: (кинигэ альбом) / Олохо уон сылын бэлэмнээн ыытыыга СР нац. тэрийэр комитета, СР министерствота, СР нац. оксчинч. науч. ин-т; [хом. о. В. ВАммосова, хаарт. тэрдэ И. ПАлексеев]. - Дьокуускай - Дани Алмас, 2014. - 40 с. (олохо педагогиката).

19. Олохо: куукула тааа: каталог / [хомуйан оордулар: В. ВАммосова, Д. Г. Ефимова ; киирии тылы суруйда АН. Жирков; Научнай салайааччылар: Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; куукула тааын оордо Д. П. Дмитриева]. - Дьокуускай: Бичик, 2012. - 48 с.

20. с хооонноро «Пословицы и поговорки» Proverbs and saings /хом. оордо Е. Н. Попова. Дьокуускай: Бичик, - 2012. - 48 с.

21. Пахомова КА Чугдаар кмс чуораанчык. Дьокуускай, 1993. - 32 с.

22. Практическое руководство для разработчиков учебно-методического комплекса ДОУ / Д. Г. Ефимова, Ю. И. Трофимова, В. М. Петрова; М-во образования РС (Я, Тдрт омуктар оскуолаларын чинчийэр ин-т. - Якутск: Офсет, 2006. - 24с

23. Саввина М. Н. Тулалыыр эйгэни билииннэрии уонна оо тылын сайыннарыы. Дьокуускай, 1992. - 80 с.

27 Сосин Т. М. Кн-дьыл билгэтэ. Дьокуускай: Бичик, 2010. - 64 с.

28. Стандарты индивидуальной оценки физического развития детей в возрасте от рождения до семи лет РС (Я): методические указания /сост. Захарова Н. М. ,

29. Тэрис Итээл тылдьыта. Дьокуускай: Бичик, - 2012. - 128 с - (Айыы суолунан).

30. Федоров АС. Саха трт оонньуулара. Дьокуускай: Бичик, - 2011. - 96 с

31. Федоров И. Г., Васильев П. К. бгэбит олоо-дьааа: ойуулаах тылдьыт=. Уклад жизни народа саха: иллюстрированный словарь [Нь. Е. Ябловская ойуулара]. Дьокуускай: Бичик, - 2012. -128 с, илл.

32. Чехордуна Е. П. Олохо дойдута. - Дьокуускай: Бичик. - 2000, 32 с.

33. Чехордуна Е. П., Иванова Е. П. Олохо дойдута. - Дьокуускай: Бичик. - 2005. - 72 с.

34. Чехордуна Е. П., Ефимова Д. Г. Ыыаы тэрийии: оо тэрилтэтин уонна алын сх оскуола лэиттэригэр метод. сбэ / Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова ; [тылбаасчыт Унарова В. Я. ] «Саха Респ. нац. оскуолаларын чиничйэр науч. ин-т» Федер. гос. науч. тэрилтэ. - Дьокуускай, 2011. - 16 с.

Публикации по теме:

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Создание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОССоздание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОС Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Детский проект «Чорон — кубок народа Саха»Детский проект «Чорон — кубок народа Саха» адачи: 1. Знакомство с чороном (размер, форма, материал, внешний вид) 2. Узнать историю чоронов музея с. Абый. 3. Развивать творчество,.

Создание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование Тема: \r\nСоздание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз.

Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский/ По данным различных исследователей в настоящее время.

Кружковая работа — приобщение старших дошкольников к культуре народа саха посредством якутских настольных игр Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Якутские настольные игры – гуманные.

Самоотчет «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» МБДОУ Д/С №9 Воспитатель 2-ой младшей группы «Солнышко» Савина Лилия Энверовна. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие.

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования» Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ «Индивидуально - дифференцированный подход в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Такаева Ларина Рафаиловна, На.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 05:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы...
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы надели» Под музыку собираются в зале. Их встречает Матрёшка:...
Фотоотчёт о театральном представлении «Фабрика сказок»
Во всех детских учреждениях одна из главных задач -всестороннее развитие детей, обучение основам коммуникации. Дети лучше всего воспринимают материал,...
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 14 — «Изготовление»
Где живут волшебники? В Нижнем Новгороде, на фабрике ёлочных игрушек «Ариэль», колдуют над созданием стеклянных украшений. Как по взмаху волшебной...
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Мы слепили снеговиков»
Занятие по рисованию во второй младшей группе Мы слепили снеговиков Цель: закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции....
Картотека речевых игр с музыкальными инструментами
Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами « Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке Осень в...