оксана юклова
Создание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: \r\nСоздание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Публикация «Создание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование» размещена в разделах
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.
Существенную роль в развитии дошкольника играет поисково-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы.
Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды. Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по экспериментированию я начинаю проводить со 2 младшей группы. Я стараюсь вовлекать детей в исследовательскую работу – проведением простейших опытов и экспериментов. С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации.
-Утонет ли резиновый мяч?
-Почему нельзя есть снег?
Во 2 младшей группе мы с детьми осваиваем простейшие действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов. В Младшей группе я провожу эксперименты :
-Лепим колобки, дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
«с кем подружилась капелька» знакомим детей, что вода бывает чистая и грязная необходимая для жизни растений и животных.
-«Разноцветные льдинки» даём представления о том, что лёд это замёршая вода.
В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.
Для оформления центра экспериментирования, я использовала критерии, предложенные Л. Н. Прохоровой:
- открытость, доступность детям;
- популярность, степень использования детьми;
- состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы – карточки, фиксация результатов);
-эстетичность материала
- участие родителей.
В своей группе я устроила такой центр, который помогает изучить мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и разнообразное оборудование и материал для исследования.
- В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность
Большинство демонстрационного и раздаточного материала сделанного своими руками, например такие как:
Картотека экспериментов; Ребенок приступает к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогают цветные символы, сделанные в виде картинки, аппликации в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека – «фигурка человека», воздух – картинка «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п.
Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Например, в карточках могут содержаться такие вопросы: почему человек храпит? как определить возраст рыбы? узнать, как желтеет газетная бумага?
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – Я усложняю структуру эксперимента :
-проблема
-постановка задачи
-варианты решения
-план эксперимента
-выбор оборудования
-правила безопасности
-эксперимент
- вывод (связь с жизнью)
То есть, при отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненного опыта дошкольника.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые я активно использую– опыты.
Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения
Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы (песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр).
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
-Можно ли поймать воздух?
-Может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, человеку, животным,
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
За период педагогической деятельности я пришла к выводу о том, что в процессе совместной экспериментальной деятельности у детей появляется огромный интерес к знаниям, которые они получают через этот вид познавательной деятельности.
Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования. В своей работе я стала использовать более сложные нетрадиционные способы экспериментирования, некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории «Маленький исследователь» силами родителей и воспитателями детского сада. Предлагаю вашему вниманию опыт с апельсином.
Как вы думаете, какой апельсин тонет в воде? Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Делаем вывод, что в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
Мы рассмотрели, как проводится детское экспериментирование в детском саду. Но перечисленными играми нельзя ограничиваться. Старайтесь проводить больше экспериментов с детьми-дошколятами. В этом возрасте именно наглядные пособия способны привлечь внимание.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю