МААМ-картинки

Доклад «Развитие коммуникативных способностей»

Елена Баранова
Доклад «Развитие коммуникативных способностей»

Театр как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Доклад „Развитие коммуникативных способностей“» размещена в разделах

Особенно актуальной проблема развития коммуникативных способностей становится относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу человека. Дети с раннего возраста страдают недостатком общения. Причин тому много:

- недостаток внимания со стороны взрослого

- изоляция ребёнка от детского коллектива

- гиперопёка родителей, приводящая к инфантилизации личности ребёнка

- физические нарушения и тяжёлые речевые расстройства

В дошкольной педагогике накоплено немало средств, развития коммуникативных способностей. Отрадно отметит, что сегодня учитывается индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Один из основных принципов дошкольного образования - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания, становится субъектом образования. Анализируя и обобщая опыт работы с детьми, мы предположили, что театр способен оказать действенную помощь в стимулировании коммуникативной активности ребёнка, включая его в ситуацию игрового общения.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

Великий русский педагог и психолог Л. С. Выготский говорил: «Умение ребёнка общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а драматизация и театрализованные игры явились одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений и навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

— вступать в контакт со взрослыми и сверстниками

— слушать, слышать и понимать речь другого и адекватно на неё реагировать

— легко поддерживать контакт,

— использовать в речи невербальные средства общения

— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Наша деятельность предполагает - ежедневное включение коммуникативной деятельности в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры, упражнения, миниатюры, игры-импровизации, пальчиковый театр, театр кукол, инсценировки, игры-хороводы, драматизация, в процессе которых дети учатся на примере своих героев правильно строить диалоги и правильно говорить. Не секрет, что театр – это единственное живое искусство, способное моделировать человеческую речь

Особое место отводится русским народным сказкам: именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции, обычаи, жизненный опыт и отношение к миру.

Но для того чтобы сказка затронула душу и сердце ребёнка должен выполняться «закон адресата». Толька та сказка, которая понятна, доступна детям будет перерассказываться, разыгрываться. К восприятию сказки нужно подойти. А это наши русские традиции. С раннего возраста родители поют своим детям колыбельные песни, читают потешки и стихи, имитируя голосом героев произведения. Читая детям сказку не нужно забывать, что у каждого возраста – свой слушатель.

Все подобранные произведения, сказки, стихи направлены на развитие коммуникативных способностей дошкольников помогают развивать связную речь детей.

Самым первым учителем в овладении речью, конечно же является мама. Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Коммуникативные навыки ребенка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.

Я хочу предложить опыт использования коммуникативных игр, праздников и развлечений в семье Е. А. Бондаревич.

«Я и моя подруга для себя уже достаточно давно создали идеальный рецепт самого идеального общения со своим ребёнком. Это лучшего в мире домашние детского праздники, концерты, инсценировки. И, секрет его состоит в очень важном ингредиенте: хорошем настроении и уникальных развлечениях и конкурсах, придуманных в соответствии с интересами каждого, индивидуального, отдельно взятого ребенка.

Мы очень часто проводим тематические праздники, посвященные не только традиционным праздникам, но и другие мероприятия, которые нужны детям сегодня.

Мы проводим дни рождения, рождественские встречи, квесты, обыгрываем сюжеты из любимых мультфильмов, а также прививаем любовь к традициям и культуре других стран (Хэллоуин и День Благодарения, посвященные английскому языку.

«Веселые паровозики из Чаггингтона»

«Ледниковый период. Эра динозавров»

«Джейк и пираты Нетландии»

«Волшебник Изумрудного города»

Для чего же нужны тематические праздники для детей? В первую очередь, они имеют очень большое психологическое значение для моего ребенка. Ведь эти дни запоминаются и дарят новые интересные эмоции. На праздниках дети получают игровое общение с другими детьми, а также радость и смех, которых сейчас не хватает современным детям, нагруженным учебой и разными гаджетами.

На тематических праздниках мы обязательно проводим коммуникативные игры со сверстниками, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Сегодня этот навык у многих детей отсутствует, потому что дети чрезмерно увлечены интернет играми и интернет реальностью, где не нужно прилагать усилий для взаимодействия с окружающей средой, однако, этот навык необходим детям в дальнейшей жизни.

На наших праздниках дети по желанию могут испытать себя в новой роли, например, на празднике, посвященному любимым мультфильмам, дети могут почувствовать себя главными героями, сделать свою волшебную палочку и многое другое.

«Семь волшебных свитков» (квест для принцев и принцесс)

На Хэллоуин более старшие дети могут позволить себе то, что в обычной жизни запрещено, но так хочется. Они могут себе сделать страшный костюм, сделать из шаров тыквы и лопнуть их, поесть жевательных червяков, посоревноваться в разных конкурсах смешных и то же время погрузится в таинственную атмосферу Дня Всех Святых, а где еще дети смогут получить такие впечатления? И все это совсем не страшно, а весело и необычно, как представление, в котором ребенок сам становиться участником.

И все это проходит с пользой: дети решают логические задачи, соревнуются, думают, проявляют себя творчески, развиваются и учатся общаться друг с другом

И еще один важный совет по составлению сценариев детских праздников, лично от меня: делайте все с азартом и душой! Любой ребёнок, даже если он замкнут в общении со сверстниками пойдёт на контакт и со взрослыми и с детьми. Превратите жизнь ваших детей в сказку, хоть на время».

Вот такие замечательные и мудрые родители есть в моей подготовительной группе. С ними легко и просто найти общий язык. Они поддерживают меня во всём и активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребенка в себе. Не бойтесь воспитать ”нарцисса”. Просто ваш малыш должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства наших страхов.

А еще всегда интересуйтесь мнением малыша по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей чаще приглашайте в гости знакомых деток.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игрыРазвитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

Развитие творческо-коммуникативных способностей ребенка посредством театральной деятельности во взаимодействии с семьей Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но.

Доклад «Развитие творческих способностей детей 5–7 лет на занятиях по изобразительной деятельности» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский:.

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на развитие коммуникативных способностей Образовательная область: социально – коммуникативное развитие. Вид деятельности: основная образовательная. Возрастная группа: старшая группа.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности»Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности» Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность.

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей воспитанников младшего возраста» Тема: «Развитие коммуникативных способностей воспитанников младшего возраста». Актуальность темы. Дошкольный возраст – это период активного.

Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий Актуальность. Одной из основных задач примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством досуговых игрРазвитие социально-коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством досуговых игр Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие коммуникативных способностей»
Опубликовано: 10 июня 2016 в 18:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД