Елена Баранова
Доклад «Развитие коммуникативных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Доклад „Развитие коммуникативных способностей“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особенно актуальной проблема развития коммуникативных способностей становится относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу человека. Дети с раннего возраста страдают недостатком общения. Причин тому много:
- недостаток внимания со стороны взрослого
- изоляция ребёнка от детского коллектива
- гиперопёка родителей, приводящая к инфантилизации личности ребёнка
- физические нарушения и тяжёлые речевые расстройства
В дошкольной педагогике накоплено немало средств, развития коммуникативных способностей. Отрадно отметит, что сегодня учитывается индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Один из основных принципов дошкольного образования - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания, становится субъектом образования. Анализируя и обобщая опыт работы с детьми, мы предположили, что театр способен оказать действенную помощь в стимулировании коммуникативной активности ребёнка, включая его в ситуацию игрового общения.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Великий русский педагог и психолог Л. С. Выготский говорил: «Умение ребёнка общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а драматизация и театрализованные игры явились одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений и навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
— вступать в контакт со взрослыми и сверстниками
— слушать, слышать и понимать речь другого и адекватно на неё реагировать
— легко поддерживать контакт,
— использовать в речи невербальные средства общения
— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Наша деятельность предполагает - ежедневное включение коммуникативной деятельности в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры, упражнения, миниатюры, игры-импровизации, пальчиковый театр, театр кукол, инсценировки, игры-хороводы, драматизация, в процессе которых дети учатся на примере своих героев правильно строить диалоги и правильно говорить. Не секрет, что театр – это единственное живое искусство, способное моделировать человеческую речь
Особое место отводится русским народным сказкам: именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции, обычаи, жизненный опыт и отношение к миру.
Но для того чтобы сказка затронула душу и сердце ребёнка должен выполняться «закон адресата». Толька та сказка, которая понятна, доступна детям будет перерассказываться, разыгрываться. К восприятию сказки нужно подойти. А это наши русские традиции. С раннего возраста родители поют своим детям колыбельные песни, читают потешки и стихи, имитируя голосом героев произведения. Читая детям сказку не нужно забывать, что у каждого возраста – свой слушатель.
Все подобранные произведения, сказки, стихи направлены на развитие коммуникативных способностей дошкольников помогают развивать связную речь детей.
Самым первым учителем в овладении речью, конечно же является мама. Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Коммуникативные навыки ребенка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.
Я хочу предложить опыт использования коммуникативных игр, праздников и развлечений в семье Е. А. Бондаревич.
«Я и моя подруга для себя уже достаточно давно создали идеальный рецепт самого идеального общения со своим ребёнком. Это лучшего в мире домашние детского праздники, концерты, инсценировки. И, секрет его состоит в очень важном ингредиенте: хорошем настроении и уникальных развлечениях и конкурсах, придуманных в соответствии с интересами каждого, индивидуального, отдельно взятого ребенка.
Мы очень часто проводим тематические праздники, посвященные не только традиционным праздникам, но и другие мероприятия, которые нужны детям сегодня.
Мы проводим дни рождения, рождественские встречи, квесты, обыгрываем сюжеты из любимых мультфильмов, а также прививаем любовь к традициям и культуре других стран (Хэллоуин и День Благодарения, посвященные английскому языку.
«Веселые паровозики из Чаггингтона»
«Ледниковый период. Эра динозавров»
«Джейк и пираты Нетландии»
«Волшебник Изумрудного города»
Для чего же нужны тематические праздники для детей? В первую очередь, они имеют очень большое психологическое значение для моего ребенка. Ведь эти дни запоминаются и дарят новые интересные эмоции. На праздниках дети получают игровое общение с другими детьми, а также радость и смех, которых сейчас не хватает современным детям, нагруженным учебой и разными гаджетами.
На тематических праздниках мы обязательно проводим коммуникативные игры со сверстниками, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Сегодня этот навык у многих детей отсутствует, потому что дети чрезмерно увлечены интернет играми и интернет реальностью, где не нужно прилагать усилий для взаимодействия с окружающей средой, однако, этот навык необходим детям в дальнейшей жизни.
На наших праздниках дети по желанию могут испытать себя в новой роли, например, на празднике, посвященному любимым мультфильмам, дети могут почувствовать себя главными героями, сделать свою волшебную палочку и многое другое.
«Семь волшебных свитков» (квест для принцев и принцесс)
На Хэллоуин более старшие дети могут позволить себе то, что в обычной жизни запрещено, но так хочется. Они могут себе сделать страшный костюм, сделать из шаров тыквы и лопнуть их, поесть жевательных червяков, посоревноваться в разных конкурсах смешных и то же время погрузится в таинственную атмосферу Дня Всех Святых, а где еще дети смогут получить такие впечатления? И все это совсем не страшно, а весело и необычно, как представление, в котором ребенок сам становиться участником.
И все это проходит с пользой: дети решают логические задачи, соревнуются, думают, проявляют себя творчески, развиваются и учатся общаться друг с другом
И еще один важный совет по составлению сценариев детских праздников, лично от меня: делайте все с азартом и душой! Любой ребёнок, даже если он замкнут в общении со сверстниками пойдёт на контакт и со взрослыми и с детьми. Превратите жизнь ваших детей в сказку, хоть на время».
Вот такие замечательные и мудрые родители есть в моей подготовительной группе. С ними легко и просто найти общий язык. Они поддерживают меня во всём и активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребенка в себе. Не бойтесь воспитать ”нарцисса”. Просто ваш малыш должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства наших страхов.
А еще всегда интересуйтесь мнением малыша по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей чаще приглашайте в гости знакомых деток.