Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования

Наталья Голявина
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования.

Дошкольное детство – период интенсивного развития и становления личности ребенка в целом. Это наиболее ценный и благоприятный период в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и этических ценностей. Проблема преодолевания отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей очень актуальна. Формирование коммуникативных способностей – важное условие нормального психологического развития ребенка и дальнейшей самореализации в обществе. В связи с этим, большое значение имеет умение родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства.

Именно поэтому, основные задачи коррекционно- педагогической работы направлены на использование достаточно эффективного метода моделирования. Научными исследованиями и практикой подтверждается, что именно различные формы моделей являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей, помогая детям понять и воспринять материал (Запорожец А. В., Венгер Л. А., Эльконин Д. Б., Логинова В. И., Леонтьев А. Н. и др.). Задачи, стоящие перед детьми и взрослыми на этапе завершения дошкольного образования, направлены на развитие не только психических процессов: внимание, память, логическое мышление, воображение, но и совершенствование речевой активности, эмоциональной отзывчивости, навыков общения с окружающими и овладение способами эффективного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, выполнение лидерских и исполнительских функций в совместной деятельности.

Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную и т. д. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный, компетентный и дифференцированный подход, ориентированный на разработку индивидуального образовательного маршрута, содействующего овладению воспитанниками коммуникативных навыков.

Работа с детьми строиться поэтапно:

- психолого - медико- педагогическая диагностика;

-определение объема и содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи (разработка индивидуального образовательного маршрута);

- реализация коррекционных мероприятий и динамическое наблюдение за развитием ребенка во взаимодействии со специалистами (учитель-логопед, учитель – дефектолог, мед. сестра, муз. руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателями, с целью индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с детьми;

- повышение компетентности родителей (т. е. обратная связь);

-оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы.

На каждом этапе работы стоят определенные задачи, которые учитывают все принципы построения образовательного процесса, а также

использование игровой мотивации и комплексность методов психологического воздействия.

I этап: Вводная диагностика уровня развития коммуникативных навыков детей. Создание оптимальных условий для развития коммуникативных способностей детей:

-создание развивающей среды, подготовка и разработка дидактических материалов, игр, пособий, наглядного материала, подбор литературы;

- разработка индивидуального образовательного маршрута.

Методики:

наблюдение за детьми в естественных условиях, анализ документации;

анкетирование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных умений ребенка (педагоги, родители);

методика «Отношение ребенка ко взрослым и сверстникам» для оценки формирования навыков культуры общения детей;

методика формирования компетентного отношения старших дошкольников к себе Н. В. Виноградовой;

субътест «Оценка произвольного речевого общения» Л. Красильниковой

II этап.

Педагог-психолог.

Основные направления развития коммуникативных навыков у детей:

-развитие навыков взаимодействия детей в подгруппе;

- преодоление стеснения в общении;

- развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

- развитие умения входить в контакт, вести диалог;

- развитие навыков вербального и невербального общения;

Методический подход к развитию у детей коммуникативных способностей предполагает использование всех форм опосредования:

- использование реальных предметов и предметов – заместителей;

- наглядных моделей;

- схем-моделей;

- развитие словесной регуляции;

- импровизация и разыгрывание определенных ситуаций;

- игра-фантазирование;

-игровые упражнения и игры на развитие внимания и интерес к партнеру, умения входить в контакт, навыков вербального и невербального общения, взаимодействия, не телесный контакт;

- экспрессивно-мимические средства общения;

-использование предметов заместителей для установления эмоционального контакта между участниками, преодоления трудностей в общении, снятия напряжения и скованности, развитие речевой активности детей;

-использование опорных схем- моделей;

- использование схем-символов, пиктограмм в развитии эмоциональной сферы детей, обучении элементарному анализу эмоционального состояния.

Педагоги.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей: составление рассказов по картинкам и серии картин, описательных и творческих рассказов с использованием мнемотаблиц,

составление описания предметов, заучивание стихотворений, пересказывание сказок по опорным схемам.

Учитель-логопед.

Использование наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи: развитие всех видов связного высказывания (пересказ, составление рассказов, развитие импрессивной речи детей, обогащение активного лексикона, закрепление навыков словообразования по опорным схемам.

Учитель-дефектолог.

Использование метода наглядного моделирования в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: развитие мыслительных процессов и мелкой моторики с применением заданий логико - конструктивного характера;

помочь детям перейти от наглядно-образного способа действий к наглядно-схематическому.

III этап. оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы производится на основе качественных показателей социально-коммуникативного развития детей (особенности контакта ребенка; особенности общения; реакции на ситуацию, одобрение, результат; самостоятельность и т. п.).

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.

Литература:

Т. Г. Макеева. -3 изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.-347(1)с. - (Психологический практикум). Тестируем детей.

Е. А. Алябьева "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста", М.: Педагогическое общество России, 2008г. ,-112с.

С. Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" (готовность детей с ЗПР к обучению в школе, Москва, "Школьная пресса", "2005г., -95с.

Н. В. Романюта "Ты и твои друзья. Учим детей общаться".Методическое пособие для учителей, воспитателей, родителей, 2009г.

В. М. Минаева "Развитие эмоций дошкольников" (занятия и игры, пособие для работников дошкольных образовательных учреждений, -М.:АРКИ, 2005, - 48с.

О. С. Гомзяк "Говори правильно" (картинный материал и конспекты занятий по развитию речи, учебное пособие.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368с.

Публикации по теме:

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Коллективная лепка — важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Развитее связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при обучении расказыванию сказок Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р. И. Жуковской. А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой,.

Конспект занятия психолога по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста Тема: Обучение элементам техники выразительных движений. Пре-одоление двигательного автоматизма. Развитие коммуникативных способностей детей.

Викторина по любимым сказкам с использованием метода моделирования для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: Рассказывание сказок с использованием метода моделирования: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Заюшкина избушка».

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 10:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 февраля. День поделок в технике киригами на МААМ

Бумажная архитектура, как иногда называют киригами, зародилась в конце прошлого века в Японии. Основоположником этой техники считается профессор архитектуры Токийского технологического института Масахиро...

19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

Детский мастер-класс «Подарок для папы на 23 февраля «Кораблик» (младшая группа)
23 февраля отмечается "День защитников Отечества". Папочка любимый мой, Мой чудесный дорогой, Поздравляю я тебя, С двадцать третьим февраля. В этот...
Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»
а текущей неделе "Быть здоровыми хотим" мы с ребятами группы своей говорили о больницах, аптеках, о том, как мы туда сможем попасть. На протяжении всего...
Консультация «Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по...
Консультация для педагогов "Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по обновлению предметно-развивающей среды". Проблема...