МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования

Наталья Голявина
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования.

Дошкольное детство – период интенсивного развития и становления личности ребенка в целом. Это наиболее ценный и благоприятный период в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и этических ценностей. Проблема преодолевания отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей очень актуальна. Формирование коммуникативных способностей – важное условие нормального психологического развития ребенка и дальнейшей самореализации в обществе. В связи с этим, большое значение имеет умение родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования» размещена в разделах

Именно поэтому, основные задачи коррекционно- педагогической работы направлены на использование достаточно эффективного метода моделирования. Научными исследованиями и практикой подтверждается, что именно различные формы моделей являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей, помогая детям понять и воспринять материал (Запорожец А. В., Венгер Л. А., Эльконин Д. Б., Логинова В. И., Леонтьев А. Н. и др.). Задачи, стоящие перед детьми и взрослыми на этапе завершения дошкольного образования, направлены на развитие не только психических процессов: внимание, память, логическое мышление, воображение, но и совершенствование речевой активности, эмоциональной отзывчивости, навыков общения с окружающими и овладение способами эффективного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, выполнение лидерских и исполнительских функций в совместной деятельности.

Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и пронизывает все виды деятельности дошкольников : игровую, конструктивную, учебную и т. д. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный, компетентный и дифференцированный подход, ориентированный на разработку индивидуального образовательного маршрута, содействующего овладению воспитанниками коммуникативных навыков.

Работа с детьми строиться поэтапно:

- психолого - медико- педагогическая диагностика;

-определение объема и содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи (разработка индивидуального образовательного маршрута);

- реализация коррекционных мероприятий и динамическое наблюдение за развитием ребенка во взаимодействии со специалистами (учитель-логопед, учитель – дефектолог, мед. сестра, муз. руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателями, с целью индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с детьми;

- повышение компетентности родителей (т. е. обратная связь);

-оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы.

На каждом этапе работы стоят определенные задачи, которые учитывают все принципы построения образовательного процесса, а также

использование игровой мотивации и комплексность методов психологического воздействия.

I этап: Вводная диагностика уровня развития коммуникативных навыков детей. Создание оптимальных условий для развития коммуникативных способностей детей :

-создание развивающей среды, подготовка и разработка дидактических материалов, игр, пособий, наглядного материала, подбор литературы;

- разработка индивидуального образовательного маршрута.

Методики :

наблюдение за детьми в естественных условиях, анализ документации;

анкетирование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных умений ребенка (педагоги, родители);

методика «Отношение ребенка ко взрослым и сверстникам» для оценки формирования навыков культуры общения детей;

методика формирования компетентного отношения старших дошкольников к себе Н. В. Виноградовой;

субътест «Оценка произвольного речевого общения» Л. Красильниковой

II этап.

Педагог-психолог.

Основные направления развития коммуникативных навыков у детей :

-развитие навыков взаимодействия детей в подгруппе;

- преодоление стеснения в общении;

- развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

- развитие умения входить в контакт, вести диалог;

- развитие навыков вербального и невербального общения;

Методический подход к развитию у детей коммуникативных способностей предполагает использование всех форм опосредования:

- использование реальных предметов и предметов – заместителей;

- наглядных моделей;

- схем-моделей;

- развитие словесной регуляции;

- импровизация и разыгрывание определенных ситуаций;

- игра-фантазирование;

-игровые упражнения и игры на развитие внимания и интерес к партнеру, умения входить в контакт, навыков вербального и невербального общения, взаимодействия, не телесный контакт;

- экспрессивно-мимические средства общения;

-использование предметов заместителей для установления эмоционального контакта между участниками, преодоления трудностей в общении, снятия напряжения и скованности, развитие речевой активности детей;

-использование опорных схем-моделей;

- использование схем-символов, пиктограмм в развитии эмоциональной сферы детей, обучении элементарному анализу эмоционального состояния.

Педагоги.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей : составление рассказов по картинкам и серии картин, описательных и творческих рассказов с использованием мнемотаблиц,

составление описания предметов, заучивание стихотворений, пересказывание сказок по опорным схемам.

Учитель-логопед.

Использование наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи : развитие всех видов связного высказывания (пересказ, составление рассказов, развитие импрессивной речи детей, обогащение активного лексикона, закрепление навыков словообразования по опорным схемам.

Учитель-дефектолог.

Использование метода наглядного моделирования в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста : развитие мыслительных процессов и мелкой моторики с применением заданий логико - конструктивного характера;

помочь детям перейти от наглядно-образного способа действий к наглядно-схематическому.

III этап. оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы производится на основе качественных показателей социально-коммуникативного развития детей (особенности контакта ребенка; особенности общения; реакции на ситуацию, одобрение, результат; самостоятельность и т. п.).

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.

Литература:

Т. Г. Макеева. -3 изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-347(1)с. - (Психологический практикум). Тестируем детей.

Е. А. Алябьева "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста", М. : Педагогическое общество России, 2008г. ,-112с.

С. Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" (готовность детей с ЗПР к обучению в школе, Москва, "Школьная пресса", "2005г., -95с.

Н. В. Романюта "Ты и твои друзья. Учим детей общаться".Методическое пособие для учителей, воспитателей, родителей, 2009г.

В. М. Минаева "Развитие эмоций дошкольников" (занятия и игры, пособие для работников дошкольных образовательных учреждений, -М. :АРКИ, 2005, - 48с.

О. С. Гомзяк "Говори правильно" (картинный материал и конспекты занятий по развитию речи, учебное пособие.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368с.

Публикации по теме:

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Коллективная лепка — важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Развитее связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при обучении расказыванию сказок Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р. И. Жуковской. А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой,.

Конспект занятия психолога по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста Тема: Обучение элементам техники выразительных движений. Пре-одоление двигательного автоматизма. Развитие коммуникативных способностей детей.

Викторина по любимым сказкам с использованием метода моделирования для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: Рассказывание сказок с использованием метода моделирования: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Заюшкина избушка».

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 10:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД