Получи документы

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования»

Анастасия Вербицкая
Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования»

Семинар-практикум для воспитателей

На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования технологии сказкотерапии»

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использование метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ; активизация знаний педагогов ДОУ по созданию благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования технологии сказкотерапии.

Публикация «Семинар-практикум „Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования“» размещена в разделах

Задачи:

1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей;

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и передача собственного опыта применения сказкотерапии;

3. Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Мое педагогическое кредо: содействовать становлению ребёнка как личности.

Подготовительный этап: разрабатывала план-конспект семинара-практикума, продумывала вопросы, условия проведения.

Ход семинара-практикума

Вводное слово.

Уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю подробнее рассмотреть тему моей углубленной работы.

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.

Джанни Родари

Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В ДОУ сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой - основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Теоретическая часть.

В научно - педагогической литературе сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).

Сказкотерапия в моем понимании– это:

Совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими;

Процесс активизации ресурсов потенциала личности;

Процесс экологического образования и воспитания ребенка;

Процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.

Цель использования в работе метода сказкотерапии: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи:

Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.

Стимулировать творческое самовыражение.

Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда не вытащить и рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания).

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки;волшебные сказки.

Наиболее сложный этап в формировании благотворных условий для духовного роста личности дошкольника через использование сказкотерапии – подбор необходимого литературно-художественного материала.

Принципы подбора сказок: Сказки не должны слишком длинными, в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи, главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности. Можно использовать игру в сказки :

Игра «Пазл». Попросите ребенка собрать «рассыпавшуюся картинку» и отгадать, из какой она сказки. Потом можно снова рассказать сказку, опираясь только на изображенный фрагмент знакомой сказки.

Игра «Театр на столе». вместе воспроизводим содержание сказки, опираясь на иллюстрации. В конце можно предложить ребенку рассказать сказку своим друзьям или членам семьи.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит:

1. Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"

2. Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия.

3. Ритуал «выхода из сказки».

Работа со сказкой имеет различные формы : чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое

Все произведения, предлагаемые для драматизаций, с целью создания благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования технологии сказкотерапии условно можно разделить на 5 циклов:

1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить («Кот, петух и лиса», «Теремок», «Под грибом» и т. д.).

2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям («Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом» и тд.).

3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло («Морозко», «Колобок» и др.).

4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого («Заюшкина избушка», «Айболит» и др.).

5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты («Заяц - Хваста», «Маша и медведь» и др.).

Практическая часть.

Задание 1. Блиц-опрос по теме семинара-практикума

Какие виды сказок имеют сказкотерапевтическое воздействие?

Какова структура сказкотерапевтического занятия?

Назовите методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты? (пальчиковый театр, изготовление кукол, игры-драматизации, сказки по рисункам и т. д.).

Назовите сказки, которые акцентируются на различных нравственных качествах? ( Например: сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»); сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»); сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»); сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»)

Задание 2. Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку. Затем обсуждение.

Подведение итогов семинара-практикума.

Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале сказок в детском возрасте. Сказкотерапия интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через сказкотерапию проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Публикации по теме:

«Создание условий для свободной игровой деятельности детей» ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Дипломная работа на тему «Создание социально-педагогических условий для адаптации детей в детском саду». Краткое содержание Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский/ По данным различных исследователей в настоящее время.

Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы) «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Создание условий для реализации режиссерской игры в ДОУ Создание условий для реализации режиссерской игры в ДОУ. Воспитатель Кроткова Ю. А. В последнее время психологи отмечают снижение уровня.

Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями» Содержание: 1. Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода. 2. Выделить потенциальные.

Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями Тема моего выступления: «Создание единства образовательного пространства посредством использования разНаучно-исследовательские условия:.

Создание развивающих условий на прогулочных участках в ДОУСоздание развивающих условий на прогулочных участках в ДОУ В ходе реализации поставленной задачи на летний оздоровительный период по созданию условий для совершенствования физических качеств (быстроты,.

Создание условий для развития детей на участке зимойСоздание условий для развития детей на участке зимой Снега много, снежный дом в январе Будем строить у себя во дворе. Снега гору набросаем, потом Будем рыть в снегу лопатами дом. Роем ход,.

Создание условий для театрализованной деятельностиСоздание условий для театрализованной деятельности еатрализованная деятельность-это один из самых лучших способов воздействия на детей,в котором полно и ярко проявляется принцип обучения:учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования»
Опубликовано: 8 октября 2016 в 22:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД