Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями»

Инна Золотухина
Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями»

Содержание:

1. Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода.

2. Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».

3. Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Осенняя корзина».

Игра «Осенняя корзина».

Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т. д.

Ход: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме.

Педагоги выбирают любой предмет из осенней корзины и в течение 5 -10 минут придумывают, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. Раздаются листочки с названием образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).

Подводятся результаты, делаются выводы.

Проанализировать и воспринять проблему интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп».

Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления. Рассмотрим проблемы в выбранном цвете шляпы.

Белая Шляпа символизирует "информацию". Представьте себе белый цвет и бумагу. Надев Белую Шляпу, все сосредоточиваются на информации.

Формулируются ответы на вопросы:

* Какая информация у нас есть?

* Какая информация нам нужна?

* Какие вопросы мы хотим решить?

* Как нам получить нужную информацию?

Красная Шляпа - это эмоции, чувства и интуиция. Представьте себе красный цвет, огонь и тепло. Надев Красную Шляпу, все имеют право выразить свои эмоции и дать волю интуиции, не объясняя и не оправдывая их. Все это есть в человеке и поэтому нуждается в выходе.

* Какие чувства у меня это вызывает?

* Моя интуиция говорит.

* У меня такое ощущение.

* Это меня раздражает.

* Есть сомнения.

То, что Красная Шляпа идёт сразу после Белой (постановки проблемы, очень ценно - во-первых, интуитивные соображения предшествуют рациональным и не забиваются ими (и это вообще соответствует порядку того, как в нас происходят акты сознания, во-вторых, все имеют возможность выпустить эмоции в самом начале и не отвлекаться на них в дальнейшем.

Черная Шляпа предназначена для мышления осторожного, дотошного и критического. Представьте себе черный цвет и судейскую мантию. Надев Черную Шляпу, мы размышляем о "худшей стороне"; по какой причине что-то может не получиться; какие могут возникнуть проблемы. Это "критическая" шляпа.

* Уложится ли это в наш бюджет?

* Этично ли это?

* Будет ли это работать?

* Что может пойти не так?

* Чем мы рискуем?

Черная Шляпа позволяет думающим дать полную волю своей осторожности и пессимизму. Это соответствует и естественному поведению мозга, и культуре критического мышления. Черная Шляпа - очень хороша и, возможно, является самой важной из шляп. Это основа всей западной культуры мышления. Главное, чтобы с ней не переусердствовали те, кто считает, что Критичным Быть Достаточно.

Как видно, Чёрная Шляпа позволяет приземлить полёт фантазии Красной Шляпы и отсечь явно нереалистичные решения.

Желтая Шляпа - это "логический позитив". Надев Желтую Шляпу, мы ищем ценности и выгоды. Мы стремимся понять, как можно сделать то или иное. Рассуждаем разумно - это не спекуляции на почве творчества. Для конструктивного мышления важно развивать в себе "чувство ценности". Нам дано от природы "чувство опасности", но развить мы должны "чувство ценности".

* Что в этом имеется ценного?

* Какова выгода?

* Как это можно сделать?

* Каковы позитивные аспекты?

Желтая Шляпа гораздо труднее для исполнения и гораздо менее "естественна", чем Черная.

С другой стороны, Жёлтая Шляпа противодействует критичности Чёрной и позволяет вновь воспрять ростку конструктивности и эффективности.

Зеленая Шляпа - это шляпа творчества и энергии. Представьте себе зеленый цвет, растения и процесс роста. Надев Зеленую Шляпу, все присутствующие на гмо совершают попытку творчества. Это время творчества. Зеленая Шляпа побуждает нас искать свежие идеи, альтернативы, модификации идей, новые возможности и т. д.

* Имеется альтернатива.

* Можно изменить идею.

* А что, если поступить так?

* Есть и такая возможность.

* Как подойти к этому иначе?

В обычном мышлении критический подход действителен постоянно. В Зеленой Шляпе он исключается.

Таким образом, Зелёная Шляпа гарантирует, что будут рассмотрены все варианты, даже неочевидные.

Последняя шляпа - Синяя. Представьте себе синеву, небо и общий обзор. Синяя Шляпа организует мышление. Синяя Шляпа выбирает фокус. Синяя Шляпа определяет последовательность надевания остальных Шляп. Синяя Шляпа следит за соблюдением правил Шляп. Синяя Шляпа подводит итоги - последствия, решения, проекты, следующие шаги и т. д.

* О чем мы размышляем?

* Чего мы хотим достичь?

* Каковы будут последствия?

* Можем ли мы принять решение?

* Каков следующий шаг?

Итак, мы выявили несколько проблем, которые можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»

Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы

Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы,уговорив человека есть зеленый салат:

- Тщательно очистить его

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат Использовать наглядность, в том числе современные средства

Подать в необычной сервировке Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов. Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

seminar_evuqu.ppt | 2315 Кб
 
Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими видами образовательной деятельности. Полька «Добрый жук» Обратимся к одной из форм организации образовательной области музыка - интегрированной форме обучения. Преимущества интегрированных занятий.

«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

«Зимние забавы». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Зимние забавы» Цель: уточнить знания детей о зимних играх детей. Задачи:.

«Белоснежная зима». Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Программные задачи: Учить детей сравнивать времена года, отмечая характерные признаки каждого, развивать связную речь, активизация и обогащение.

Консультация для воспитателя «Интеграция задач образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС» Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников.

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие» Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое.

Планирование работы по образовательной области «Речевое развитие» Планирование образовательной работы по речевому развитию. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Средняя группа. № занятия Тема занятия.

Семинар-практикум «Структура ООД области «Физическое развитие» Семинар-практикум «Структура ООД области «Физическое развитие» Дата проведения: 2 октября 2015г. Задачи: Закреплять теоретические знания.

Выступление на педсовете «Интеграция образовательной области «Развитие речи» в ходе режимных моментов» Выступление на педагогическом совете на тему: «Интеграция образовательной области «Развитие речи» в ходе режимных моментов» Проблема развития.

Задачи на год по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивающая речевая среда.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 07:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой
Кухарева Ирина Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой. Цель: Расширить и углубить знания детей о поэтессе Ф. Г. Алиевой и её...
Фотоотчет «Фестиваль неторопливости в старшей группе к Международному Дню...
26 февраля , отмечают очень оригинальный международный праздник – День неторопливости . Лозунг этого дня – «Не торопись и насладись моментом! » . В...
Сценарий утренника к 8 Марта для детей младшей группы «Роза Барбоскина в гостях у ребят»
Оборудование: разрезные картинки семьи Барбоскиных – 3 штуки, платочки, шумовые музыкальные инструменты, мягкие игрушки по количеству детей, рюкзачок с...