Наталья Конохова
Спортивное ориентирование в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Спортивное ориентирование в дошкольном возрасте»
Каждый год, в солнечный весенний день, соревнование по спортивному ориентированию объединяет детей дошкольных учреждений нашего города.
Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого ребёнка дошкольного возраста.
Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью карты- схемы, плана выбрать нужное направление движения, пройти указанный маршрут, найти спрятанные предметы на знакомой или новой местности.
Участие в таких соревнованиях это долгая, кропотливая тренировка взрослых и детей.
Публикация «Спортивное ориентирование в дошкольном возрасте» размещена в разделах
С чего же начинаем мы?.
Начальный этап обучения:
Ориентирование на местности (средняя группа – дети 4-5 лет).
Первые шаги в ориентировании на местности мы начинаем с выполнения простых заданий:
- покажи и назови, что расположено впереди, сзади, слева, справа;
- назови соседей справа, слева, около, рядом.
- кто рядом с Машей, но это не Дима?
-кто между лисой и зайцем?
Проводим дидактические игры:
«Вагоны в ряд» (предметы расположены в ряд)
«Весёлая карусель» (предметы расположены по кругу)
«На космической ракете полетим к другой планете» (ориентировка по углам местности)
«Куда пойдёшь, кого найдёшь?» Ребёнок находится в центре площадки. Он поворачивается. На сигнал «стоп» останавливается. Дети или взрослый задают направление. Ребёнок движется и находит предмет.
«Футбол» («угол», «правя сторона», «нижняя сторона», «центр»)
«Магазин игрушек» (игры на полочках)
«По лесным тропинкам» (ориентировка на листе)
«Живая картина (предметы передвигают по фланелеграфу, магнитной доске или составляют картину – историю на панно с «липучкой»).
На следующем этапе дети находят предмет по словесной инструкции взрослого: «Начни путь от стола воспитателя в сторону выхода из группы. Иди прямо, у «Магазина» поверни налево, пройди вдоль «Дороги», сверни снова налево. Где ты?» Такие игры мы переносим на улицу (на игровой участок).
Второй этап обучения:
Ориентирование на местности (старшая группа - дети 5-6 лет).
На этом этапе нам помогают макеты: «Комната куклы Маши», «Наш город», «Наша группа». Дети упражняются видеть предметы с «птичьего полёта», «глазами сладкоежки Карлсона», «из корзины воздушного шара Знайки».
Очень важным моментом считаем рисование «карты – схемы».
Сначала это групповая комната, где границы – это стены, окна и двери. После размещаются предметы игровой комнаты, где замечательно можно закрепить видение детей предметов сверху в виде геометрических фигур.
Воспитатель проводит беседу, где дети должны правильно назвать каждый предмет, изображённый на карте – схеме. Затем меняем задание: сначала показать и назвать предмет в группе, а потом найти его на карте – схеме. Если мебель групповой комнаты окрашена в разные цвета, то раскрасьте её и на карте – это ускорит запоминание детьми.
Проводим подвижные дидактические игры:
«Найди игрушку», «Лабиринт», «Где спрятались ребята?», «Где спрятались ребята?», «Путаница», «Синяя и красная дорожки», «Расставь игрушки так, как указано на карте – схеме».
Постепенно наши игры переходят на территорию группового участка. Перед составлением плана мы договариваемся, какими условными знаками мы отмечаем на карте постройки, игровые модули, зелёные насаждения. Здесь, как и в помещение, знакомство с местностью идёт постепенно.
Проводим подвижные игры:
«Разведка», «Прятки», «Иностранец», «Морской бой»,
«Кладоискатели», «Письмо от друга», «Экстренный вызов».
Если дети успешно проходят этот этап, увеличиваем площадь для игры (подключаем соседние участки, переходим на спортивную площадку).
Третий этап обучения:
Ориентирование на местности (подготовительная к школе группа – дети 6-7 лет). На этом этапе идёт закрепление умений и навыков ориентирования на местности.
• Дети самостоятельно составляют карту – схему группового помещения, спортивного зала, музыкального зала, спортплощадки.
Хочется отметить, что дети успешнее выполняют задания, связанные с поиском, если карта – схема составлена самостоятельно. Дошкольники с удовольствием объединяются для совместных поисковых игр.
• Вместе с воспитателем постепенно расширяют карту – схему участка на прогулке, добавляя с каждым разом всё большее количество объектов.
• Самостоятельно проводят игры – соревнования.
Сами соревнования по спортивному ориентированию могут являться итоговым мероприятием по оценке овладения детьми тех или иных навыков и умений. Соревнования с индивидуальным «экзаменом» должны предшествовать соревнованиям командным, подгрупповым.