Получи документы

Трансформация образования в современном мире

Евгения Макашова
Трансформация образования в современном мире

Макашова Евгения Владимировна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №23»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания.» М. Поташник, член Российской академии образования В XXI веке главным активом является человек. Именно вокруг человека происходит строительство всего остального в обществе. В настоящее время мир переходит от концепции капитализма к талантизму1. Наиболее востребованы в ближайшее время будут люди с развитым креативным, дивергентным, критическим мышлением. Эти люди будут способны создавать новые проекты, сооружения, новую инфраструктуру вокруг себя. Именно за ними будущее. И для этого поколения очень важно создать правильную образовательную систему. Поэтому реформирование образовательной системы – это обязательное условие для успешного развития любой страны и общества в целом. В своей работе, я делаю акцент на дошкольном образовании. Именно с детского сада, на мой взгляд, начинается становление гармонично и талантливо развитой личности. В наше время человек – главная ценность, именно поэтому в современных реалиях очень важно понять, какое место он занимает в этом мире. Так как детский сад является первой ступенью в институте социализации в обществе, именно она отвечает за первоначальную идентификацию человека. Раньше всё было по-другому: всё начиналось с семьи, рода, племени, общины и затем переходило в государство. Во всех этих системах человек чётко понимал, что есть некоторые коллективные правила, которые люди между собой обговорили, и ему необходимо жить по этим правилам. В таких системах при всей их сложности людям было проще потому, что главной задачей было не нарушать правила и принципы, которые были приняты в той или иной системе. В нынешнем веке неожиданно выяснилось, что подобные системы, где всё подчинено строгим правилам, уже не работают. И не работают они по разным причинам. В первую очередь потому, что человек стал главной ценностью, а это означает, что он сам 1 Талантизм – это выделение людей, обладающих некими талантами, задатки которого есть у всех и для всего. Талант приходит как награда за долгий труд. Ученые считают: чтобы достичь мирового уровня в чёмлибо, нужно потратить 10000 часов. Именно таких людей считают талантливыми. принимает решение о том, кто он, где он будет жить, что он может делать и что ему нельзя. Перед человеком появились различные вызовы. Первый вызов – уровень адаптивности к переменам. Выяснилось, что человек не любит перемены. Для него адаптивность это неестественное состояние. Люди хотят, чтобы все было более или менее предсказуемо и понятно, поэтому постоянное нахождение в системе перемен приводит к постоянному психологическому стрессу. С этой точки зрения технологические изменения, которые происходят в мире, влияют не только на технологии, но и на жизнь человека в целом. Второй вызов можно представить в виде вопроса: «Кто возьмёт ответственность за судьбу конкретного человека?» Сегодня людям доступно беспрепятственное передвижение практически по всему миру, люди имеют доступ к огромному количеству информации, к контакту с людьми другой национальности, и при этом люди практически никому не доверяют. Люди также мало или совсем не доверяют различным институтам, с которыми взаимодействуют. Различные мировые исследования сходятся на том, что на сегодняшний день мы живем в мире с наименьшим индексом доверия за последние 20 лет. Особенно низким уровень доверия стал в России: за последний год уровень доверия к власти, прессе, НКО и бизнесу упал на 7 пунктов (с 36 до 29 пунктов)2. Раньше место учебы и будущую профессию каждого члена общества зачастую определяло своими потребностями государство или родители. Сегодня у каждого из нас есть возможность свободного выбора. При этом выясняется, что будущий полноправный член нашего общества к этому не готов. Подростки, оканчивая школу, боятся принимать подобные решения, они бегут от собственного права выбора. Таким образом, наше общество живёт с огромными страхами во времени, которое даёт нам бесконечное количество возможностей, но при этом требует от нас выхода из собственной зоны комфорта. И это третий вызов, который стоит перед нами – это вызов, связанный с постоянным выходом из зоны комфорта. Изменения, происходящие вокруг нас, происходят с такой скоростью, что мы их не замечаем, нам кажется, что всё так и было. Что же поможет современному человеку и обществу понять и принять те изменения, которые происходят в современном мире? На мой взгляд, лишь образование способно помочь человеку совладать с подобными изменениями, но и оно должно нести в себе изменения, которые сделают его современным и отвечающим всем запросам талантливого человека. Инновационные технологии, применяемые в современном образовании и воспитании, помогут детям в будущем справиться с теми вызовами, которые им преподнесёт жизнь. Формирование личности талантливого человека будущего начинается ещё в детском саду, и от того какие пути 2 По данным опроса Edelman Trust Barometer 2019 года. Источник: https://basetop.ru/rejting-doveriya-kobshhestvennym-institutam-v-rossii-i-mire-2019/ развития будут предоставлены этому человеку, в том числе и в самом раннем – дошкольном – возрасте, будет зависеть его непосредственное будущее. Инновационные технологии в образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объёма знаний, максимальной творческой активностью и широким спектром практических навыков и умений. Само слово «инновация» переводится как «новизна», «новшество», «нововведение». Таким образом, инновационные технологии – это производство какого-либо нового для системы образования компонента, позволяющего улучшить сам процесс усвоения знаний и его конечный результат – гармонично развитую талантливую личность. Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: поиск условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка; использование личностно-ориентированного обучения и воспитания; преодоление формализма, авторитарного стиля в системе обучения и воспитания; соответствие концепции гуманизации образования; социокультурная потребность современного общества в самостоятельной творческой деятельности. Основными целями и задачами инновационного образования и воспитания являются: оптимизация учебно-воспитательного процесса и тщательный отбор материала и способов его подачи обучающимся; создание обстановки сотрудничества педагога и обучающегося; включение обучающихся в креативную образовательную творческую деятельность; выработка долговременной положительной мотивации к обучению у детей; формирование и развитие личностных качеств у детей: интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний и выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества. Предпосылками, повлиявшими на трансформацию и развитие инноваций в образовании явились следущие технологии: когнитивная революция (2016 – 2030 гг., включающая в себя массовые нейроинтерфейсы и развитие психофармацевтики, в глобальном смысле приводящей к возникновению HTTP 2.0 (так называемого протокола «обмена мыслями»); тотальность интернета, приведшая к мобильности и цифровизации (2012 – 2030-е годы, что в конечном итоге приведёт к созданию высокоуровневого искусственного интеллекта (в том числе и в виртуальных мирах); и в конечном итоге автоматизация рутинных интеллектуальных процессов (2013 – 2035 гг.). В основе инновационного обучения в современном мире лежат проблемное и развивающее обучение, при котором педагогом на занятии создаётся ситуация успеха для каждого обучающегося. Такой дифференцированный подход к обучению и воспитанию способствует развитию критического мышления у детей, что способствует искать пути и средства решения проблемных задач учащимися, побуждая их развиваться дальше без помощи учителя3. Таким образом, в современном образовании метяются цели и задачи, стоящие перед ним, при этом акцент переносится с «усвоения знаний» обучающимся на формирование у него соответствующей «компетентности», происходит переориентация образования на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике, существовавшей до этого. И задача современного педагога состоит в том, чтобы не «преподносить» знания детям, а создать у них мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений, чтобы они могли «учить самих себя». А основная задача образовательных организаций, в том числе и детского сада как первичной ступени в этой системе, состоит в создании индивидуальной заинтересованности обучающегося в приобретении этих знаний и формирование умения в дальнейшем применять их в повседневной жизни.

Публикация «Трансформация образования в современном мире» размещена в разделах

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Круглый стол «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учетом ФГОС ДО» Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проект «Безопасность в современном мире». ФотоотчетПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Назарова Т. А. Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Трансформация образования в современном мире
Опубликовано: 9 октября 2022 в 20:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД