Казакова Екатерина Николаевна
Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Казакова Е. Н.
В этой статье описывается важность установления психологического контакта. Эксперимент.
Психологический контакт - это отношения, между людьми, характеризующееся желанием и готовностью собеседников общаться друг с другом. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного взаимодействия.
Публикация «Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для того, чтобы начать работу с ребенком, необходимо установить с ним психологический контакт. Без взаимного желания взаимодействовать, педагог не может способствовать процессу прогресса в жизни этого ребенка.
Процесс социализации начинается с 3-х лет, когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад. Это является огромным стрессом для младшего дошкольника : слезы, крики, истерики это вполне ожидаемая реакция на смену обстановки, окружающих детей. Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателю необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности и условий его воспитания в семье.
Установление контакта может, и скорее всего так и будет, происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя определить так быстро, но понравится ребенку и помочь ему раскрыться, преподаватель может с первых минут, проведенных с воспитанником.
Методы установления контакта с воспитанниками :
«Опуститесь» до уровня ребенка. Да, ребенок должен уважать воспитателя, как взрослого человека, но многие допускают ошибку, держа своих воспитанников на дистанции. Играя в то, что нравится детям, получая от этого удовольствие – верный путь построить отношения с ними.
Основные компоненты, которые складывают первое впечатление:
Рассмотрим каждый пункт подробно:
1. Внешний вид
Требования к внешнему виду педагога:
- приходить на работу в чистой одежде и обуви;
-одежда должна соответствовать учреждению (запрещается носить вещи с глубоким вырезом и т. д.)
-оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды;
- коротко стричь ногти.
-Так же одежда не должна стеснять движения.
2. Выражение лица
Вне зависимости от того что происходит в личной жизни воспитателя, нельзя нести негатив и ни в коем случае срываться на детях. От того, с каким настроением вы встретили ребенка, будет зависеть первое впечатление. Среди детей есть любимые воспитатели и «злюки», которым они не очень доверяют.
3. Тембр голоса
Тембр голоса ассоциируется с определенной чертой характера:
-визгливый голос ассоциируется с истеричным человеком,
- томный и вялый с ленивым, быстрая и сбивная речь показывает неуверенность в себе
- ровная, четкая речь и звонкий голос с жизнерадостным, уверенным в себе человеком.
4. Парфюм
По запаху многое можно сказать о человеке, его характере, образе жизни. Человек, умеющий грамотно подбирать духи и в нужном количестве их использовать, производит приятное впечатление. Не каждый ребенок пойдет к человеку, от которого резко пахнет парфюмом. Так же у детей может быть аллергия на запахи и поэтому лучше не стоит пользоваться ими в большом количестве.
5. Жестикуляция
Жесты, как и тембр голоса, могут много сказать о характере человека и, как парфюм, оттолкнуть, или наоборот расположить к себе. Это невербальный тип общения и самый важный. Агрессивные, резкие жесты сигнализируют о раздраженности человека. Плавные, умеренные об уверенности и доброжелательности.
6. Поза
Позы делятся на открытые и закрытые:
1) открытая поза.
Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения, он открыт для общения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой, мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника;
2) закрытая поза.
Она формируется в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника.
Учитывая индивидуальные особенности детей, соблюдая компоненты первого впечатления и участвуя в играх детей, можно за короткий срок установить контакт с детьми.
Был проведен эксперимент, задача которого состояла в установлении положительного первого впечатления, психологического контакта с группой младших дошкольников садика №445, 4 группы «Затейники». Использование танцевальных элементов в игре, театральное исполнение заданных образов помогло раскрепостить детей и установить контакт с группой.