Папки-передвижки

Важность развития образовательной среды детей

Беликова Татьяна Петровна
Важность развития образовательной среды детей

Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации образовательной среды для ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Важность развития образовательной среды детей» размещена в разделах

В наше время изменилась среда развития ребенка : появилось множество новых возможностей получения информации. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным, открывая новые возможности дошкольного образования. Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, интерактивное оборудование, интернет-ресурсы, ИКТ-компетенции, информационные технологии (ИТ). Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (далее — ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным. ИКТ часто используют как средство обмена информацией и как средство создания чего-то. Сегодня нам трудно представить образовательную организацию (любого уровня, в которой не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации (далее — ДОО). С 01 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДОО). ФГОС ДОО представляет собой совокупность обязательных требований к структуре программе и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. В данном документе определены и требования к педагогам. В частности, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Анализ литературы и Интернет-ресурсов показывает, что чаще всего ИКТ расшифровывается как «информационно-коммуникативные технологии», а в процессе описания опыта их применения, как правило, речь ведется об использовании компьютерных технологий. Информационные технологии (ИТ) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. Информационно-коммуникативные технологии — ИТ и процессы передачи данных. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду. Однако обновление нормативно-правовой базы и, как следствие, изменения в профессиональной деятельности требуют, чтобы педагоги находились в постоянном поиске и обращался к различным источникам информации. Только в таком случае специалист сможет идти в ногу со временем и даже его опережать. Что же такое ИКТ в ДОУ? ИКТ в ДОУ — это совокупность составляющих:

средства сбора, накопления и передачи информации;

люди, обеспечивающие передачу информации и обладающие навыками использования информации в воспалительных процессах, а также те, на кого направлена эта информации и воспалительные процессы;

технологии передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс, процесс управления ДОУ, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности ДОУ;

информация или контент. Предпосылками ИКТ в ДОУ являются: принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества (доступность информации для всех категорий граждан и организаций) принята 07.02.2008 г. ;

принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года (Концепция 2020, в которой определена стратегия развития России, как «Инновационный социально ориентированный тип экономического развития»;

реализация программы «Электронная Россия», в рамках которой все формы административных отношений — от документооборота в министерствах до получения справок из БТИ, управ, налоговых ведомств и т. д. автоматизируются, а также все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свой сайт;

разработана Национальная образовательная концепция «Наша новая школа», в которой идет речь о подключению образовательных организаций к Интернету, направлена на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие педагогического потенциала и системы поддержки талантливых детей. Из выше сказанного можно определить цели и задачи ИКТ в ДОО. Цель внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОО состоит в обеспечении развития человеческого капитала путем улучшения качества жизни. К задачам, которые должны решить ИКТ в ДОО относятся:

обеспечение максимального качества предоставляемых услуг (обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, обеспечение качества образовательных ресурсов, обеспечения взаимодействия с семьей, обеспечение открытости работы ДОУ для вышестоящих организаций и родителей воспитанников, повышение уровня безопасности детей, упрощение оформления документов для родителей);

обеспечение коммуникации, переписка (Электронная почта);

возможность самореализации;

возможность самообразования;

облегчение труда работников ДОУ (облегчение реализации образовательной деятельности за счет Интернет-ресурсов, медиатеки, электронных библиотек, конструкторы отчетных форм) В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:

ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации,

учебные электронные издания на CD,

ресурсы, разработанные педагогами (презентации,

телевизор,

видео, DVD,

использование мультимедийного проектора и проекционного экрана,

использование интерактивной доски,

использование интерактивного оборудования в совокупности с электронными образовательными ресурсами. Сложно представить наш мир без информационных ресурсов, которые значимы так же как материальные, энергетические и трудовые. ИКТ расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Но это и предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию, первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого, заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам. В информационном обществе сетевые образовательные электронные ресурсы — это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации, сегодня можно сделать как в очном режиме, так и с помощью дистанционных технологий. Использование ИКТ облегчает подготовку педагога к аттестации. У педагога, владеющего ИКТ, появляется возможность участия в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, все это повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Сегодня мы живем в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие развитие дошкольников, распространение ИКТ, культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия информационных технологий на жизнь детей младшего возраста. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности.

Публикации по теме:

Фотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольниковФотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольников Важна ли ранняя профессиональная ориентация детей? С какого возраста необходимо выявлять у ребёнка предрасположение к той или иной профессии?.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Прогулочный участок как часть образовательной средыПрогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельностьОбогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том,как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Важность развития образовательной среды детей
Опубликовано: 9 июня 2022 в 18:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД