Папки-передвижки

Опыт работы «Решение конфликтных ситуаций в детском коллективе»

Евгения Кривошлыкова
Опыт работы «Решение конфликтных ситуаций в детском коллективе»

Каждый воспитатель сталкивается в своей работе с проблемой детских ссор и драк. Ссорятся дети любого возраста, ведь им тоже, как и взрослым, от природы свойственно не соглашаться друг с другом, иметь разные потребности и желания. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте – чаще всего из-за правил игры. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. Но, как показывает опыт, дошкольники часто не знают способов и методов в разрешении и предотвращении конфликтов и, как правило, решают конфликты с помощью кулаков. Конечно, мы хотим видеть детей, а потом и взрослых, готовыми к жизни в цивилизованном обществе, а не решающими проблемы с помощью кулаков. Чем раньше ребёнок освоит конструктивные способы решения конфликтов, тем проще ему будет находить способы их предотвращения во взрослой жизни. Поэтому нам, воспитателям необходимо помочь детям обрести опыт в мирном разрешении конфликтов, научить самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Публикация «Опыт работы „Решение конфликтных ситуаций в детском коллективе“» размещена в разделах

В данной статье я хочу поделиться, какие методы я использую для разрешения детских конфликтов в своей работе с целью профилактики поведения участников конфликта.

Прежде всего, для детей в группе установлены чёткие, понятные правила допустимого поведения со сверстниками:

- Играть дружно (вместо «нельзя драться»).

- Говорить друг с другом спокойно, не обзываться.

- Вещи других детей можно брать только с разрешения (вместо «не трогай чужие вещи»).

Детям даю понять, что нарушение правил влечёт за собой наказание. Детям объясняю, что последует при нарушении первого правила: «Если ты ударил кого-либо из детей, то тебе придётся посидеть на «штрафном» стуле». То есть, в наказание за драку у нас применяется метод «тайм-аута». Разъясняю суть наказания на примере спортсменов: когда кто-то играет не по правилам, судья удаляет нарушителя с поля на скамейку штрафников, и тот проводит там столько времени, сколько положено правилами. Точно также и ребёнок, поступающий недопустимо, на определённое время изолируется и усаживается на стул, на котором сидит столько минут, сколько ему лет. Этот метод даёт возможность ребёнку успокоиться и обдумать своё поведение. Если в драку вступили оба воспитанника, то наказываю обоих. Отправляя обоих детей на «тайм-аут», начинаю с более покладистого: «Людей бить нельзя. Каждый раз, когда ты нарушаешь это правило, тебе придётся посидеть в сторонке и подумать». Словесные оскорбления у нас в группе тоже приравнены к драке. Постоянно моделирую в общении с детьми нужные формы вежливого общения посредством речи, например: «Кирилл, я тоже хочу строить из конструктора. Можно я сяду рядом с тобой?». Подчёркиваю, что важно использовать речь, а не толкаться, хмыкать или драться. Приучаю детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, стараюсь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делаю акцент не на: «кто виноват?», а на «что делать?».

Детям объясняю, что последует за тем, если третье правило будет нарушено. «Если ты возьмешь машинку Пети без разрешения, то не сможешь с ней играть, так как это заметят другие и тебе её придётся вернуть. Тебе же будет стыдно. Это плохой поступок. А за этот поступок я вынуждена буду забрать твою любимую игрушку или другую, дорогую для тебя, вещь». Детям внушаю, что брать чужое нехорошо, и объясняю, как поступать в такой ситуации. Говорю так: «Если тебе хочется эту машинку, спроси у владельца, можно ли тебе ей поиграть. Получив согласие, возьми игрушку. Но если тебе не разрешили взять игрушку, то спроси, по какой причине, постарайся уговорить. Обратись за помощью для разрешения вопроса к взрослому». Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения, чтобы не было конфликта и обид.

Наблюдая за самостоятельными мирными играми детей, часто хвалю и поощряю позитивное поведение детей. Это могут быть реплики типа: «Как приятно видеть, когда вы дружно играете!» или «Какой ты умница, ты так здорово помог своему приятелю!», «Как здорово! Я видела, что ты очень разозлился на Игоря, но сдержался и не ударил его.

Тебе нужна моя помощь, чтобы договорится?» и т. п.

В некоторых случаях приходится предотвращать начало драки: «Так друзья мои, что-то вы расшумелись. Что у вас тут происходит? Вам нужна помощь?» Если помощь требуется, то предоставляю её, если нет, то ухожу в сторону, но ситуацию контролирую. Когда дети не готовы к диалогу друг с другом, можно сказать что-то наподобие этого: «Если вы не можете договориться, то решение приму я». Если драка всё же началась, развожу детей по разные стороны, в спокойное место и сажаю на «штрафные» стулья: «Я не могу позволить вам драться. Если вы не хотите играть дружно, то придётся вам посидеть друг без друга на стульчиках. Сейчас вам нельзя играть вместе». Не имеют смысла вопросы типа: «Кто первый начал?», «Почему вы подрались?» сразу после драки. Бесполезны нотации о вреде ссор и драк. Напоминаю детям, что они нарушили правило о полном запрете на драки, и теперь отправляются в место «тайм-аута». По истечении времени наказания приглашаю детей на конструктивную беседу и побуждаю их самим найти мирный путь решения их конфликта. Ясно даю понять детям, какого поведения жду от них, как они должны относиться друг к другу. Детей убеждаю, что легче предупредить конфликт, чем разрешить.

В ситуации, когда дети не могут поделить игрушку и дерутся за неё, то такое «яблоко раздора» попросту у них отбираю до разрешения конфликта. Некоторое время не возвращаю им игрушку. Кстати, это помогает детям понять, что ссора - не способ добиться своего. Также объясняю, что необязательно безропотно отдавать свои, или, без разговоров, забирать чужие вещи (игрушки, можно предложить поменяться.

Учу детей контролировать негативные чувства и выражать свои эмоции словами, типа: «Я так играть не хочу. Мне это неприятно».

Детей приучаю обращаться к взрослым за помощью, если они сами не могут разрешить конфликт. Только даю понять, что «просить помощь» и «ябедничать» - это разные вещи. Во время разбора случившегося конфликта даю детям возможность высказаться и помогаю им охарактеризовать их чувства словами: «Я поняла, что ты очень разозлился, а тебе стало очень обидно», «Ты считаешь, что он поступил несправедливо» и т. п.

Учу детей сочувствовать и оказывать помощь друг другу.

Также использую игры и упражнения для предотвращения конфликтных ситуаций между детьми. В случае конфликта между детьми, после «разбора полётов», предлагаю детям помириться, например, так: дети образуют круг вокруг драчунов и говорят, почему им надо помириться. «Герои» конфликта соглашаются примириться и совершают ритуал. Берутся мизинчиками друг за друга и все произносят слова «примирялки».

Приучаю детей просить прощения друг у друга за причинённые обиды.

Считаю, что самая правильная позиция взрослого в решении детских конфликтов – не дать втянуть себя в конфликт и не выступать в роли судьи. Пытаться найти правых и виноватых обычно бесполезно. Дело взрослого – помочь детям найти мирный выход, пресечь неприемлемое поведение, успокоить, но никак не выносить вердикт, кому сегодня быть правым.

Конечно, существует немало и других эффективных способов предотвращения и разрешения конфликтов, но надо постараться, чтобы эти способы не остались для детей тайной за семью печатями. Чем взрослее ребёнок, тем больше мы передаём ему ответственность за свои действия и поступки. Так дети с возрастом учатся сами общаться с другими детьми и принимать решения в различных ситуациях, и во многом - на основе полученного жизненного опыта.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в театральном коллективе: региональный опытПроектная деятельность в театральном коллективе: региональный опыт «Проектная деятельность в театральном коллективе: региональный опыт». Педагог дополнительного образования МОУДОД ДДТ «У Белого озера», рук.

Консультация для родителей «Детская игровая площадка. Как избежать конфликтных ситуаций?» Детская игровая площадка - это место, где дети познают мир, пытаются взаимодействовать с другими людьми и вообще проводят достаточно большое.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Методическая разработка по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта,.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Опыт работы «Краеведение в детском саду» Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский «Краеведение в детском саду» Родина. Отчизна. Отечество.

Практикум для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций Цель: обучение модели урегулирования конфликтов. Психолог. Начнем работу по кругу со слов: «Когда я вижу конфликт…» Психолог. Сегодня на.

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр Н. К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросовРазвитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросов Сентябрь Беседы: - «Зачем нам нужна вода?», «Где в природе есть вода?», «Кто живет в воде?» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание.

Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Решение конфликтных ситуаций в детском коллективе»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 21:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД