Екатерина Красоткина
Статья «Экологическая тропинка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Можно выделить два вида экологических тропинок : на территории детского сада и в природных условиях (парк, лес, сквер).
Публикация «Статья „Экологическая тропинка в детском саду“» размещена в разделах
В качестве объектов экологической тропинки выбирают различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы на живых и мёртвых деревьях, старые пни, гнёзда для птиц на деревьях, клумбы, места скопления насекомых, небольшие водоёмы, отдельные камни и т. д
Для создания экологической тропинки необходимо :
1. Детально обследовать территорию и выделить наиболее интересные объекты.
2. Составить карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
3. Выбрать сказочного героя вместе с детьми, который будет давать задания и приглашать в гости.
4. Фотографировать объекты и оформить в виде альбома.
5. Изготовить таблички с рисунками, подписями для точек маршрута.
Для оформления экологической тропинки потребуется большой лист ватмана, где нарисован план территории детского сада со всеми постройками. Сначала учитываем самые интересные объекты, затем выявляем свободные территории, где возможно оборудовать новые экологические объекты тропы.
От объекта к объекту прокладываем дорожки. Возле каждого объекта тропинки выставляем таблички с названием, например, точка «подорожник». Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Таблички делаем переносными и, выходя с детьми только те объекты, которые намереваемся посетить.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, надо помнить, что это не клумба, засаженная цветами. На экологической тропинке должны быть различные объекты, имеющиеся на территории детского сада. В качестве объектов, прежде всего выбирайте деревья, кустарники различных пород, возраста и формы. Чем больше разнообразных растений на тропинке, тем больше разнообразных животных (в основном, беспозвоночных, так как многие из них связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания.
На экологической тропинке сделайте небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, также позволит наблюдать за снежным покровом, дождевыми осадками, а отдельно лежащие камни не только украсят тропинку, но и послужат убежищем для различных насекомых. Красиво цветущие растения подбираем таким образом, чтобы в течении сезона одни цветы сменяли другими.
Хорошими объектами экологической тропинки являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнёзда или заселили скворечники.
В качестве дополнительной точки можно создать небольшую метеоплощадку: разместить указатель направления ветра, закрепить флюгер, поставить столб с кормушкой для птиц.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На экологической тропинке можно проводить наблюдения, игры, экскурсии.
Для организации работы на экологической тропе нужен «Паспорт экологической тропинки», который содержит карту-схему тропинки с указанием изучаемых объектов, где даётся описание объектов тропы по заданным схемам. Также на отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для проведения систематических наблюдений, экологических игр, праздников, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Используемая литература:
А. А. Плешаков «Зелёная тропинка» Издательство Псковского областного института. 1998 г.