Получи документы

Экологическое образование детей дошкольного возраста

Наталья Фёдорова
Экологическое образование детей дошкольного возраста

Необходимость экологического образования вызвана социальными потребностями, рождающимися на фоне ухудшающегося качества жизни человека, его физического, психического, социального здоровья, усилением агрессивности и бездуховности, переосмыслением качественных показателей на фоне кризисной обстановки Земли. Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы и человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но и в первую очередь от того, насколько каждый человек осознает свою ответственность за состояние окружающей Среды, т. е. от уровня экологического образования и воспитания. Именно поэтому, природосообразное поведение необходимо воспитывать с самого раннего возраста.

Публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к социально-природной среде и здоровью.

Однако, теоретических знаний недостаточно для осознания важности истинной заботы о природе, для формирования экологического мышления. Крайне необходимо расширение контакта детей с природой. Необходимо чувствовать природу и все, что в ней происходит. Только научившись понимать природу, ценить ее красоту, ребенок осознает свою роль в связке “Я — Природа”. Чем с более раннего возраста дети начнут ощущать себя частью природы, тем больше вероятность того, что, став взрослыми, они приложат усилия для ее сохранения.

Часто педагоги сталкиваются с тем, что дети совершенно не знают, какие растения и животные их окружают. Очень часто на вопрос: «Каких животных ты знаешь?» дети называют слонов и тигров, в лучшем случае волка, зайца и белку, и практически никогда в качестве примеров не приводят птиц, мелких млекопитающих, амфибий, рептилий, а о том, что есть еще и различные беспозвоночные, вообще не вспоминают. С растениями обстоит еще хуже.

Именно поэтому мы решили ввести в образовательную программу дошкольного образования программу по формированию экологической культуры детей 3-7 лет «На природу в любую погоду», которая предусматривает занятия с детьми на природе. Во время таких занятий дети не только получают впечатления от природы, но и имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, свои исследовательские возможности. Ведь именно природа является неисчерпаемой кладовой и лабораторией для юных исследователей. Нигде не найдешь столько материала для творчества, исследований, как в обыкновенной роще, на лугу или около ручья.

При составлении программы занятий мы использовали опыт работы природных школ и детский садов Швеции, Вартемякской природной школы Всеволожского района Ленинградской области, Сельцовской аграрной школы Тосненского района Ленинградской области, детского сада №93 Петроградского района Санкт-Петербурга, ГБОУ средней общеобразовательной школы №60 Выборгского района Санкт-Петербурга. Программа предназначена для детей 3-7 лет.

Образовательная программа по формированию экологической культуры детей 3-7 лет «На природу в любую погоду» разработана в соответствии с руководящими документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации”.

Основная философская позиция маленьких природных школ Швеции строится на том, что ребенку важны все впечатления о природе. Они — на всю жизнь, и поэтому ребенку необходимо бывать на природе с самого раннего детства и как можно чаще.

С середины 70-х годов XX века в рамках шведской ассоциации Friluftsframjandet (На природу в любую погоду) стала развиваться так называемая «педагогика Мулле». Ее основная цель – удовлетворить потребность детей в знании, движении и общности на природе через пребывание на природе в любое время года и в любую погоду. Играя на природе, дети учатся ее познавать. Естественным материалом для игр служит сама природа: пеньки, камешки, шишки, листья, бревна ит. п. Ребенок играет на природе с тем, что она ему предоставляет. Именно контакт с природой позволяет развивать у детей целостный взгляд на мир, понимание тех законов, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле, использовать фантазию и изобретательность для решения возникающих проблем.

Детский сад Мулле – детский сад, в котором дети играют и учатся на природе. Первое образовательное учреждение такого рода было основано в Стокгольме в 1985 году. Затем многие другие учреждения решили последовать этому примеру. В настоящее время такие образовательные учреждения есть во всех районах Швеции. Занятия ежегодно посещают около 100000 детей. Подобные детские сады есть так же в Финляндии, Норвегии, Латвии, Японии.

Мулле – это друг детей в фантазии и действительности, подобие Лесовичка в отечественной методике. «Родился» мулле в Швеции благодаря Гесту Фрому, и многие считают, что это заложило основы сегодняшнему экологическому сознанию взрослого населения Швеции.

Основная идея «Школы Мулле» - поэтапное развитие экологического сознания детей (рис. 1) :

• хорошо чувствовать себя на природе;

• быть правильно одетым, иметь с собой еду, уметь ориентироваться;

• понимать, как связаны между собой в природе растения и животные;

• осознавать воздействие людей на природу;

• занимать позицию;

• влиять.

Повлиять на других

Занять свою позицию

Изучить влияние человека на природу

Научиться понимать природу

Научиться чувствовать и наблюдать природу

Научиться пребывать на природе, радоваться ей

Рис. 1. Лестница развития

С работой природных школ Швеции и школой Мулле российские педагоги познакомились благодаря общественному объединению «Прозрачные воды Невы». Впервые – в 1993 году во время поездки в Швецию при посещении Природной школы в коммуне Нюнесхамн. В 1997 году состоялся первый семинар «Школа Мулле» в Санкт-Петербурге.

Значение природной педагогики для развития ребё нка:

- воспитание у детей экологически осознанного отношения к окружающей среде;

- формирование знаний и представлений детей об окружающем мире, понимание взаимосвязи отдельных элементов в природе;

- эстетическое развитие детей, умение видеть красоту окружающего мира, черпать вдохновение из природы;

- удовлетворение естественной потребности ребёнка в двигательной активности;

- укрепление здоровья детей посредством длительного пребывания их на открытом воздухе.

Принципы природной педагогики:

- целостный взгляд на жизнь;

- забота о природе;

- спасение нашего жизненного пространства;

- чувство природы;

- жизнь на природе

Содержание программы «На природу в любую погоду» основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей и реализуется в различных формах работы с дошкольниками

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, расширяет знание детей об окружающем мире, направлена на позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям, ценностной ориентации в окружающем мире, сохранение и укрепление здоровья детей. Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет сопровождать процесс перехода ребенка от игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте (главные персонажи – лесной человечек Мулле, Богиня Ветра, Русалочка, Лососик, которые в игровой форме помогают детям изучать окружающий мир) к обучению, как главному виду деятельности в школе. Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос преемственности и непрерывности развития и воспитания детей дошкольного возраста. Актуальностью образовательной программы «На природу в любую погоду» является то, что она одновременно решает такие основные задачи, как:

1) обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу; создание комфортных условий пребывания ребенка на занятиях и в стенах лицея;

2) направленность на всестороннее развитие ребенка (личностного, социального, когнитивного); соответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

3) подготовка детей к новому для них виду деятельности – учебной (создание мотивации, сопровождения познавательно-речевого развития и пр.);

4) подготовка детей к обучению в школе (к работе в коллективе, общению с взрослыми и сверстниками и пр.);

5) ориентированность на сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности.

В программе особое внимание уделяется таким важнейшим сторонам готовности ребенка к обучению, как умение точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения, развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координаций и фонематического восприятия. В программе выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека) и линия мотивационной готовности.

Педагогическая целесообразность. Общая цель программы «На природу в любую погоду» – новый тип образовательного результата, не сводимого к простой комбинации умений и навыков и ориентированного на решение включения ребенка в деятельность. Образовательным результатом является функционально-грамотная личность: человек, обладающий свойствами и качествами, позволяющими ему достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Основные принципы программы «На природу в любую погоду» :

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Основные цели программы «На природу в любую погоду» :

1) реализация принципа преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

2) создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка; комплексного развития познавательно-речевой деятельности, умения объяснять особенности окружающего мира в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта, понимание взаимосвязи отдельных элементов в природе;

3) удовлетворение естественной потребности ребёнка в двигательной активности;

4) укрепление здоровья детей посредством длительного пребывания их на открытом воздухе;

5) формирования его творческой деятельности для дальнейшего обучения в школе в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Задачи программы:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

5) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

6) а) формирование основных групп общеучебных умений:

- интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

- коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);

- оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).

б) формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей :

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенций для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

- обобщение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

7) формирование мотивации учения, интереса к окружающему миру и процессу обучения в целом;

8) развитие внимания и памяти;

9) развитие креативности и вариативности мышления, дивергентного мышления.

Образ ребенка предшкольного возраста (интегративные качества в соответствии с ФГОС) :

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам. Адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

• ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасности и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Публикации по теме:

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 20:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД