Любовь Белоусова
Статья «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Публикация «Статья „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Все начинается с детства и в детстве заканчивается. Наша задача это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.
Программа старшей и подготовительной к школе групп очень насыщена наблюдениями, беседами, занятиями. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учит детей быть внимательными.
Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и их связи со средой обитания. Для педагога важно научить детей видеть, ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды….
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если взрослый человек сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, её познание.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, и становиться возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.
В уголке природы на земельном участке мы организовали трудовую деятельность в соответствии времени года: осенью собирали листья, а чтобы интерес не пропал, вначале рассматриваем красоту деревьев. Например, русская белоствольная береза, так ласково воспетая народом. И мы с детьми вспоминаем стихи, песни о березе, выделяем те слова, которыми поэт выразил свое восхищение (ветвистая, кудрявая, белоствольная). Вспоминали загадки о деревьях. Сравнивали березу с другими деревьями в осеннем наряде. При сборе листьев так же даём различные интересные задания. Дети собирают листья по цвету, собирают только тополиные, только березовые, только кленовые, засушивают цветы. А потом вместе делаем композиции, аппликации, гербарии «Растения нашего участка». Так же собираем и семена с деревьев и кустарников, ими можно покормить птиц зимой.
Опыт экологического воспитания показывает, что систематические наблюдения за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей – развивает нравственные, эстетические чувства, развивают речь, закрепляет практические навыки правильного взаимодействия с природой.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Белоусова Л. А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5 «Теремок»
с. Погореловка