Ирина Борисова
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
(из опыта работы)
Не рвите цветов, ведь они увядают.
Не трогайте птиц, ведь они погибают.
Сердцем горячим природу любите.
Только тогда вы себя сохраните.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Я считаю, что это связано с экономической ситуацией в стране, с занятостью родителей: никто не обращает внимание ребенка на то, что в посёлке вместе с людьми большое количество разнообразных животных и растений, не предложит понаблюдать и пообщаться с ними.
Ещё одна проблема - замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели, дошкольники всё чаще дают ответы типа: "Птицу я видел по телевизору". Ребёнок всё больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, всё должно быть в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. И я считаю, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует. Только такое восприятие эффективно. При просмотре видеофильма мы только пассивно смотрим. А ребёнок должен иметь возможность вздохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Я полностью согласна со словами Яна Амоса Каменского: "Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов, берёз, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах". Эта идея приобретает особое значение в наши дни. С целью развития любознательности углубления знаний использую принципы системности, комплексности, интегрирования. Одним из принципов отбора содержания экологического образования, наряду с целостностью, системностью, преемственностью, научностью, я выделяю принцип- региональности. Дошкольное экологическое образование должно опираться на объём ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением данного возраста. Для более эффективного и комплексного восприятия природы планирую сезонные экскурсии с детьми в лес, на море, где ребёнок имеет возможность вздохнуть запах моря, цветов, потрогать лист, кору деревьев, морские камешки, побегать босиком, помочить ноги в морской воде.
Знакомя детей с животными использую схему с помощью которой дети могут рассказать о животном. При этом я развиваю речь, логику, ассоциативное мышление. Для систематизации, углубления знаний о животном и растительном мире, воспитания любознательности использую д/ игры: " Лото", "Юный зоолог", "Чем похожи, чем отличаются".
Ещё один метод воспитания любознательности и особенно наблюдательности- это народные приметы. Приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а также дополнять словарный запас.
Вопросы поискового, познавательного характера чередую, с такими которые воспитывают у детей добрые чувства:
-Что бы ты сделал, если бы увидел брошенного щенка, котёнка?
В процессе систематического ухода за растениями (в огороде, на клумбе, в уголке природы, за рыбками в аквариуме, за другими животными, формируют у детей определённые навыки индивидуального и коллективного труда (выращивание цветов на клумбе, овощей в огороде или посадка и уход за своим цветком к дню 8Марта.
Использование в работе дидактические игр "Пробуем, нюхаем, трогаем", "Времена года", "Назови одним словом" помогает мне научить детей вычленять признаки предметов, явлений, классифицировать, группировать, сравнивать. При этом дети учатся рассуждать, анализировать, делать обобщения.
Для расширения знаний детей о природе я использую собранную мной подборку литературы о растениях, животных, приметы, о временах года, пословицы, физминутки.
Ежедневная работа с календарём природы, календарём наблюдения за деревьями, птицами помогает закрепить в сознании дошкольников полученные впечатления, наблюдения. В результате проделанной работы дети с интересом участвуют в выращивании растений, выполняют поручения взрослых по уходу за ними, применяя полученные знания на практике. Дети эмоционально реагируют на появления бутонов цветов, "пёрышки" у лука, из семян ростки. С интересом наблюдают за поведением птиц на участке, принимают участие в подкармливании птиц.
Проявляют интерес к жизни домашних животных: охотно наблюдают за ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, ласкать, играть). С удовольствием рассказывают о своих питомцах, которые живут рядом с ними (как ласково они называют, разговаривают с ними).
Выражают познавательный интерес к различным опытам с песком, камнями, водой, снегом, льдом.
Охотно принимают участия в акциях: «Покорми птиц", "По тропе леопарда», в создании изопродукции на основе полученных впечатлений в природе.
Я думаю, что в результате проводимой мною работы, к выпуску в школу у детей моей группы сформируется правильное отношение к окружающему миру, дети успешно усвоят в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой. Сумею воспитать в детях на экологической основе чувство патриотизма, любви к природе, к планете Земля. Научу сохранять и приумножать красоту окружающего мира.