Приложение МААМ

Консультация «Экология семьи: ответственное родительство»

лика фишер
Консультация «Экология семьи: ответственное родительство»
▼ Скачать + Заказать документы

Фишер Лика Сергеевна

Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №191, г. Краснодар»

Экология семьи : ответственное родительство.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Описаны примеры традиционных и нетрадиционных форм роботы с родителями, которые помогут повысить заинтересованность родителей экологическим воспитанием ребенка, а так же методы взаимодействия родителей с детьми на тему экологического воспитания, способствующие формированию ответственного отношения к природе.

Публикация «Консультация „Экология семьи: ответственное родительство“» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание, традиционные и нетрадиционные формы, метод, семья, традиции, ответственное родительство.

Большое внимание уделяется трудностям экологического воспитания, которые в наше время вышли на первый план. На мой взгляд, причина в деятельности человека в природе. Именно человек относится расточительно, небрежно к окружающей среде, что способствует нарушению экологического равновесия.

Воспитание в семье – это целенаправленная деятельность родителей, зависящая от семейных отношений, их опыта общения, семейных традиций. Традиции в семье могут быть различными в зависимости от интересов членов семьи. За частую, прогулки тоже являются традицией: поехать с семьей в парк покормить уточек. На мой взгляд не плохая традиция, формирующая бережное отношение к живому на земле.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса попадает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание – это проявление человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут вблизи, к праотцам и потомкам. К сожалению, не все понимают это. Давайте разберем этот вопрос более подробно.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Целью экологического воспитания является воспитание творческой личности, формирование способности любить окружающий мир, бережно относиться к природе. И только в сотрудничестве с родителями можно привить правила экологической безопасности. Основы бережного отношения к окружающему миру формируется в дошкольном возрасте.

Сущность экологического воспитания невозможно воспринимать как основную часть системы охраны природы, ведь это необходимый элемент становления личности, умеющей решать задачи будущего развития поколения. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Работа по экологическому воспитанию должна основываться на совместной деятельности взрослых и детей. Только общими усилиями можно добиться результата. Находясь на улице с детьми можно обратить внимание ребенка на листья, стволы, какие плоды дает то или иное растение, каким образом их собирают, как ухаживают за растениями, как меняются растения в зависимости от природных явлений. Обратить внимание ребенка на смену времен года в природе при этом вызывая интерес к окружающему миру. Можно дать задание ребенку, процесс выполнения задания способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей пользуемся как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы обязаны основываться на педагогике сотрудничества.

Родительское собрание – ведущая форма работы с родителями. Основная задача – решение весомых проблем. К примеру, тема собрания «Экология и дети» в начале мы проводим анкетирование родителей с целью проверки их понимания в теме экологического воспитания, затем формируем ответственное отношение к поставленной задаче.

Консультации на экологическую тему вполне разумно начать с книжек по природе. Важно дать понять родителям, что перед тем как читать книгу ребенку, нужно прочитать ее самим.

Чтобы приобрести навык поведения в природной среде, мы используем такую форму работы как создание экологических обстановок. К примеру: малыши заприметили в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших очах малютка подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.

Так как семья является первым институтом социализации ребенка, необходимо создавать всевозможные условия для реализации задач экологического воспитания. Поэтому так важно чаще проводить экологические конкурсы и выставки совместно с родителями в детском саду. А так же, не мало важно информировать родителей по экологическому воспитанию наглядными материалами: стенды, стенгазеты, буклеты.

Мы рассмотрим такие методы взаимодействия родителей с детьми как, прогулки, ухаживание за растительностью, изготовление поделок, чтение художественной литературы.

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. При помощи данного метода ребенок способен познать различные формы восприятия – слуховое, тактильное, зрительное и т. д.

Ознакомление дошкольниками окружающего мира может оказать моделирующая деятельность. Модель – графическое или действенное изображение чего-либо.

Самой ведущей деятельностью в жизни дошкольников является игра. Как метод экологического воспитания, игра, внесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения.

Прогулки – самый распространенный метод исследования за жизнью природы. Позволяет с помощью беседы передать важность природы в окружающем мире.

Метод ухаживания за цветами необходим для нравственного развития ребенка. Он показывает, что все живое нуждается в заботе.

Изготовление поделок позволяет с помощью средств живой природы вовлекать детей в искусство, способствует развитию мелкой моторики кистей рук.

Чтение художественной литературы на тему экологии позволяет погружать ребенка в жизнь природы, и анализировать действия человека находившегося в природе.

Не мало важно развивать самостоятельность у детей в процессе воспитания экологической культуры. Самостоятельная активность детей может проявляться в уходе за растениями: поливе, рыхлении почвы, коллекционировании, изготовлении поделок из природных материалов, рассматривании энциклопедии и т. д. родители должны направлять детей и сопутствовать их достижениям.

Можно сказать, что при экологическом воспитании дошкольников используются различные формы и методы работы с детьми. Если их использование будет осуществляться в связи с экологической средой, которая является основой для их использования, в таком случае можно добиться результата. Поэтому для решения поставленных задач мы используем различные формы и методы, сочетание которых способствует формированию экологической культуры.

Человек сам способен творить природу, он наделен разумом, способен размышлять и принимать решения. Поэтому именно человек в ответе за свои поступки. Родители дают первые представления о признаках живой природы: растут, дышат, питаются, размножаются. Каждое живое существо по своему неповторимо и уникально.

Семья – один из базовых институтов общества. Как раз в семье человек учится общественным ролям, получает воспитание, способности поведения. Экология домашних отношений – важное условие стойкого становления личности, как раз в семье складывается и развивается представление о здоровом виде жизни и воспитывается бережное отношение к находящейся вокруг среде. Семья – это место, где ребенок развивается сообразно собственной природе, обретая гармонию с ней. В следствие этого экологическая цивилизация населения земли, как важное условие хранения нашего родного жилища под названием планета Земля наступает с мелкого – с формирования собственной ответственности за «здоровье» собственной маленькой среды – семьи.

Список литературы:

1. Николаев С. Н. Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. :

Издательский центр «Академия», 2001.

2. Гольцова Е. В. Экология семьи как направление социальной экологии // Российский социум в перспективах и противоречиях развития. Иркутск, 2008.

3. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. №10.

4. Прохоров Б. Б. Экология человека : учебник. – М. : Академия, 2008.

5. Меерсон Е. А., Карякина Т. Н. Экология семьи (социальный и медицинский аспекты репродуктивной функции) : Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.

6. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. света, 1972

7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой, - М. : Просвещение, 1980.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Конкурс чтецов — дело серьёзное и ответственное!»Фотоотчет «Конкурс чтецов — дело серьёзное и ответственное!» В конце декабря 2019 года, мои воспитанники приняли участие в I Межрегиональном конкурсе исполнителей и творческих коллективов "Новогодний.

Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи» До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное.

Консультация для родителей «Классическая музыка — «лекарство» для всей семьи» Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Еще в древности медики полагали, что музыка способна.

Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.

Консультация для родителей «Природа в жизни вашей семьи» Описание: Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников. В материале даны рекомендации для родителей, которые.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Консультация для родителей «Все начинается с семьи» «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи» Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это: благоприятный.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экология семьи: ответственное родительство»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 13:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Экология семьи: ответственное родительство»» (включая файлы) размещена пользователем лика фишер (УИ 2406926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД