Кучукова Анастасия Сергеевна
Задержка речевого развития или речевое нарушение: как определить
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речевого развития или речевое
нарушение : как определить?»
Составила: учитель-логопед,
Кучукова А. С.
Ребенок не говорит простые слова в 1,5 года, не говорит фразой в 2 года, в 2,5 года. Как правило, к 2-2,5 годам родители уже начинают беспокоиться речевым развитием своего ребенка. Когда обеспокоенный родитель обращается к неврологу – то получает диагноз: ЗРР (задержка речевого развития). Однако, задержка не всегда является задержкой, часто причиной отсутствия речи является речевое нарушение : алалия, дизартрия, диспраксия. Невролог может порекомендовать вам подождать до 3-х лет, так как, «ребенок заговорит сам», а может порекомендовать обратиться к логопеду. В любом случае, если к двум годам ребенок не говорит простой фразой, нужно обратиться на диагностику к логопеду, так как именно логопед может провести тщательную логопедическую диагностику и отличить ЗРР от моторной алалии или других речевых нарушений.
Публикация «Задержка речевого развития или речевое нарушение: как определить» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ЗРР – обман современных родителей. На самом деле темповая задержка речевого развития встречается очень редко, но как диагноз она стоит у большинства неговорящих детей до трех лет. Почему? Потому-что по международной классификации, ставить ребенку диагноз «моторная алалия» нельзя до трех лет.
Родители жду до трех, пока пройдет «задержка», они уже пошли в сад, но вот ребенку 3 года, 3,5 – а он так и не говорит. Что же это значит? Была задержка – а потом появилось нарушение? Нет. Просто во время не была проведена качественная диагностика, был выставлен неверный диагноз, а ребенок потерял один – два года благополучного периода развития речи. Есть важное правило: чем дольше ребенок не говорит – тем дольше будет длиться коррекционная работа.
Как же определить, у ребенка задержка речевого развития или речевое нарушение?
Во-первых, самое главное, если ребенок не заговорил к двум годам хотя-бы простыми словами, нужно идти на диагностику к логопеду. Обязательно.
Во вторых, нужно обязательно проверить слух у ребенка. Да, в роддоме исключают тотальную глухоту, однако даже небольшое снижение слуха может приводить к тому, что ребенок будет говорить искаженно и не слышать все звуки речи.
В-третьих, нужно обратить внимание на то, какие навыки у ребенка сформированы на данный момент. Хорошо ли он вас понимает? Откликается ли на имя? Сформирован ли туалетный навык? Хорошо ли ребенок определяет границы собственного тела? Старается ли повторять за вами действия, слова? Играет ли с другими детьми? Как развит физически? Как он произносит простые слова, если они есть? Различает ли разные звуки? Устанавливает ли причинно-следственные связи? Были ли осложнения во время беременности? Есть ли у кого-то из ближайших родственников речевые нарушения?
Попробуйте ответить на все эти вопросы. Если хоть один вопрос заставил вас задуматься, нужно сразу обратиться за помощью к специалисту, хотя бы для того, чтобы исключить или подтвердить наличие речевого нарушения и своевременно начать коррекционную работу.
Несколько советов современным родителям:
1. Если ваш ребенок не говорит в 1,5 года – исключите мультики. Совсем. Они перегружают несозревшую нервную систему ребенка, это приводит к истерикам, нарушению режима дня, появлению зависимости от динамичной картинки на экране.
2. Озвучивайте всё! Всё, что видите! «Птичка летит, кошка бежит, кран поднялся высоко, самолет в небе» - это обогащает словарный запас ребенка, улучшает понимание речи, активизирует подражательную деятельность.
3. Приобщайте ребенка к домашним делам. Давайте ему пылесос, тряпочку, губку – пусть повторяет за вами! Это развивает подражание, моторику и речь.
4. Читайте ребенку и показывайте картинки! Помогайте ребенку формировать причинно-следственные связи, развивайте слуховое внимание и память, соотносите слово и картинку.
5. Развяжите ребенку руки. Дайте ему возможность раздеваться и одеваться самому, ходить на горшок или унитаз, разбрасывать и собирать игрушки, падать и подниматься, плакать и смеяться!