Надежда Тюрина
Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентацию подготовила: воспитатель высшей категории,
Тюрина Надежда Александровна
Подготовительная группа
В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.
Публикация «Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук, Перчаточный мини-театр „Веселые ребята“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главную роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи, являются применения в своей работе пальчикового театра, пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, которые дают наиболее значимый эффект. Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, координацию движений, повышает работоспособность.
От игры к игре активность детей возрастает, они быстро запоминают тексты, свободно перевоплощаются, самостоятельно выбирают способы действия для передачи образа, умело используя средства выразительности.
Основными задачами моего направления являются:
— вызвать интерес к пальчиковому театру и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;
— познакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;
— приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами пальчикового театра, используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Слайд № 1 ТЕМА:
«СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ПОМОЩЬЮ АКТИВИЗАЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК».
ПЕРЧАТОЧНЫЙ МИНИ-ТЕАТР
«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Слайд № 2
«Рука-это вышедший наружу головной мозг»
Иммануил Кант, немецкий философ
3 СЛАЙД.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей с ОНР, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники, у которых существуют проблемы с речью - испытывают серьезные трудности. При формировании общих речевых навыков у детей с ОНР важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи развивается наиболее интенсивно, а главное именно в это время она успешно поддаётся коррекции
4 СЛАЙД
Работая в логопедической группе уже много лет, перед нами педагогами стоят следующие задачи:
5 СЛАЙД
С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ
1. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ЧЕРЕЗ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ;
2. РАЗВИВАТЬ ИГРОВЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, СЕНСОРНЫЕ, РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ, УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
6 СЛАЙД
И, КОНЕЧНО, ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С РОДИТЕЛЯМИ, МЫ СТАВИМ
ЗАДАЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ЗНАЧЕНИИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2. СОЗДАВАТЬ В СЕМЬЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА, УЧИТЫВАЯ ОПЫТ ДЕТЕЙ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ В ДЕТСКОМ САДУ.
7. Слайд. Мелкая моторика -это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
8 слайд
Пальчиковые игры- это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, сказок, историй.
9 СЛАЙД В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивным в решении поставленных задач является применение пальчиковых игр с помощью перчаток, которые дают наиболее значимый эффект. От игры к игре активность детей с ОНР возрастает, они быстро запоминают тексты, свободно перевоплощаются, самостоятельно выбирают способы действия для передачи образа, умело используя средства выразительности.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, в итоге чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
10 Слайд МНЕ ПРИШЛА ИДЕЯ О СОЗДАНИИ ПЕРЧАТОЧНОГО ТЕАТРА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»
11 СЛАЙД
Работая с детьми, я пришла к выводу, что некоторым детям трудно запомнить текст игры, движения пальцев и рук, поэтому я решила оживить пальчики с помощью перчаток.
12 СЛАЙД
СВОЮ ИДЕЮ я ДОНЕСЛА ДО РОДИТЕЛЕЙ И ОНИ ПОМОГЛИ МНЕ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ПЕРЧАТОК НА РАЗНУЮ ТЕМАТИКУ.
13 СЛАЙД
МЫ СТАЛИ СОЗДАВАТЬ РАЗНЫЕ ИГРЫ С ПЕРЧАТКАМИ. ДЕТИ С УДОВОЛЬСТВИМ ВКЛЮЧИЛИСЬ В ЭТИ ИГРЫ.
14-15 СЛАЙДЫ
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ЦВЕТЫ». В ТАКИХ ИГРАХ
Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной.
16-17 СЛАЙДЫ
Пальчиковая игра с перчатками по теме «Зимующие птицы»
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
18 СЛАЙД ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА С ПЕРЧАТКАМИ ПО ТЕМЕ «ГРИБЫ»
. Такие игры способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ (вид грибов).
19-20 СЛАЙДЫ
Пальчиковая игра с помощью перчаток на тему : «Части тела»
21 СЛАЙД
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА С ПЕРЧАТКАМИ НА ТЕМУ : «МЕБЕЛЬ»
ДЕТИ ПОСТРОИЛИ ДОМИК, а в нем живут серые мыши….
22 СЛАЙД ДЕТИ ПОСТРОИЛИ СТУЛЬЧИК
23 СЛАЙД ДЕТИ ПОСТРОИЛИ ДИВАНЧИК. Пальчиковые игры
Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
24 СЛАЙД. ДЕТИ СОЗДАЮТ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
25 слайд ДЕТИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЮТ С ПЕРЧАТКАМИ И СОЗДАЮТ СВОИ СЮЖЕТЫ ИГРЫ.
26 СЛАЙД ДЕТИ РАЗВИВАЮТ МОНОЛОГИЧЕСКУЮ И ДИАЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ НА ПЕРЧАТКАХ
27 СЛАЙД ДЕТИ ИГРАЮТ В ПЕРЧАТОЧНЫЙ ТЕАТР САМОСТОЯТЕЛЬНО.
28 -29 СЛАЙДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сочетание движений рук и проговаривания текста делают речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.