Светлана Пушкина
Страхи у детей дошкольного возраста и их последствия
▼ Скачать + Заказать документы
Поводом для написания этой работы послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
Публикация «Страхи у детей дошкольного возраста и их последствия» размещена в разделах
Необходимо определять патологический страх, требующей коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка.
Детские страхи, если к ним правильно относиться,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей.
У детей 3-4 лет страх может возникнуть в результате не правильных педагогических воздействий родителей (например, ребёнка в наказание запирают в тёмной комнате, оставляют дома одного); либо тогда, когда его лишают общения со сверстниками. Ребёнок, внезапно оказавшийся в ситуации, которая способствует проявлению его возрастных страхов : темноты, одиночества; сильно пугается, что приводит к стрессовому перенапряжению его психических процессов и образованию стойкой доминанты страха. Безответный крик о помощи, плач, отчаяние, ужас, охвативший ребёнка, является настолько сильным эмоциональным потрясением, что может быть толчком для развития заикания.
Самый типичный для данного возраста страх - это страх темноты. Ребёнок боится спать в темноте и настаивает на том, чтобы свет оставался включённым, а дверь была открыта. В основе страха может лежать относительное неблагополучие детско-родительских отношений. Это боязнь утраты защиты со стороны взрослых, потери их любви и нехватка чувства безопасности: ребёнок не уверен, что родители всегда будут рядом и придут на помощь. Благополучный малыш темноты не боится.
Страх наказания - это страх дошкольного возраста. Такой страх у детей необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребёнка не трогают, не обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх - не соответствовать родительским притязаниям, и как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребёнка нет худшего наказания, чем это!
Есть ночные страхи сверхценного содержания, связанные с психотравмирующей ситуацией, которую ребё нок переживает в дневное время: ссоры между родителями, физические наказания, просмотр ужасов по телевизору, плохие оценки. Ребё нок во сне кричит: «Не бей меня, не трогай маму, я уберу игрушки, спасайся». Такие страхи исчезают при устранении психотравмирующей ситуации. Ночные страхи бредового содержания не связаны с психологической травмой. Чаще всего дети боятся персонажей сказок - чудовищ, диких зверей. Эти страхи, как правило, сопровождаются зрительными галлюцинациями или галлюцинациями в момент засыпания. Ночные страхи кратковременны, при пробуждении - полная амнезия.
Таким образом, страх одиночества, страх темноты, страх наказания, ночные страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями развития в 4-5 лет и имеют временный характер.
Если же они болезненно «заострены» или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия в формировании личности.
Имеется точка зрения, что нет ни одной болезни, которая бы своим возникновением не была обязана в той или иной мере страху. Большинство нарушений и последующих заболеваний, которые чаще всего встречаются и влияют на жизнь ребё нка следующие: нервность ребёнка; слабая контактируемость с окружающими; повышенная агрессивность; нарушение сна; речевые расстройства; энурез; нарушение работы сердца.
Страх, таким образом, можно рассматривать как возможную причину нарушения физического и психического здоровья.
Агрессивность
Всё чаще нам встречаются агрессивно настроенные дети. Они нарушают окружающую обстановку. Их поведение меняется от твёрдой принципиальности до состояния, принципом которого является: «пусть будет, что будет»!
Дети с неуправляемой, чрезмерной агрессивностью - в основном дети не любимые, часто оставляемые одни. Чтобы иметь возможность быть в центре внимания, они становятся агрессивными. Неуправляемая агрессивность является здесь «отдушиной»; дети причиняют другим боль, потому что сами страдают.
Речевые расстройства
Речевые расстройства в виде заикания появляются, когда у ребёнка развивается страх перед тем, что ему предстоит говорить, даже если он полностью владеет звукообразованием. Если ребёнок не освободится от «страха разговора», то у него может развиться слабая контактируемость с окружающими, отрицательное отношение к жизни и будет препятствовать свободному развитию личности ребёнка.
Жить в страхе - это всё равно, что постоянно оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего. Страх - это наиболее опасная из всех эмоций, негативно влияющая на формирование личности человека. Поэтому страхи требуют каждый раз серьезного изучения, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить их чрезмерного разрастания, перехода в дошкольном и младшешкольном возрасте в более или менее устойчивые черты личности: пассивность, не инициативность, неуверенность в себе, препятствующие полноценному общению с окружающими людьми.