Вакурина Светлана Владимировна
Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы
Вопросы, задаваемые ребенком, являются своеобразным индикатором наличия познавательных интересов. Научные данные позволяют проследить развитие детской вопросительности на протяжении дошкольного возраста, увидеть ее количественную и качественную динамику. Установлено, что старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникающих задач. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах.
Публикация «Страничка для родителей, Учимся задавать познавательные вопросы» размещена в разделах
Все вопросы можно разделить на 2 большие группы:
1. Уточняющие. Например «верно ли что, надо ли, должен ли, будешь ли, правда ли…». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых (Будешь ли ты играть с ребятами или тебе больше нравится играть одному). Простые вопросы можно поделить на условные (Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен) и безусловные (Правда ли, что у тебя дома живет котенок).
2. Восполняющие. Они включают слова «где, когда, кто, почему, какие». Эти вопросы также могут быть простыми (Где можно построить нарисованный тобой дом) и сложными (Кто, когда и где может построить этот дом).
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития любознательности ребенка. В свободной беседе ребенок задает вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать. Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов (например, при предъявлении картинки) испытывает большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описание ситуации, а для произвольных вопросов характерна стереотипность. Наличие такого рода негативных особенностей убеждает в том, что необходимы меры поддержания детской вопросительности. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. В литературе можно встретить ряд полезных советов и рекомендаций по стимулированию стремления детей к задаванию вопросов. Так предлагается давать достоверный и точный ответ, сопровождать его краткой беседой, использовать речевые образцы, создавать проблемно – поисковые ситуации, заострять внимание над содержанием и оформлением вопроса. Используются также различные речевые упражнения.
Как правило, обучение задаванию вопросов проходит в 3 этапа.
Целю 1го этапа, является знакомство с вопросом, как формой приобретения информации, знаний, активизации речи и поисковой активности. Взрослый на данном этапе является равноправным участником игр. Игры:
Все ли мы увидели? Суть: кто больше увидит на картинке, кто больше задаст вопросов?
Чудесный мешочек. Суть: ребенок, задавая вопросы, получая на них ответы, угадывает предмет.
Визуальная данетка. Суть: 7-8 предметов на столе. Дети выбирают предмет. Взрослый задает вопросы (назначение предмета – его расположение – внешние признаки – отгадка). Дети отвечают «да», «нет». Можно разделить детей на команды.
Целью 2го этапа, является освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное изображение (схемы). Игры:
Учимся задавать вопросы. Суть: вносится предмет, задаются вопросы к предмету по карточкам.
Кто больше задаст вопросов. Суть: предмет на столе, дети (команды) задают вопросы, за каждый вопрос получают цветную фишку (цвет соответствует типу вопроса : кто – синяя, какого цвета – зеленая)
Целью 3го этапа, является формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопроса без опоры на знак. Игры 2го этапа.
Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? В процессе обучения детей задавать вопросы существует своя иерархия (от простого к сложному) :
описательные вопросы (кто, что, как, где, когда). Они связаны с настоящим и описывают ситуацию здесь и сейчас, что позволяет ее осмыслить;
каузальные (почему, отчего). Направлены на понимание и установление связей;
субъективные (что я об этом знаю, что чувствую, было такое раньше). Помогают пониманию проблемы, содействуют вовлечению в проблему;
воображаемые (что было бы, если);
оценочные (что лучше, что правильнее).
Литература: Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 12