Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Стресс и стрессовые ситуации»

Юлия Жаворонкова
Консультация для педагогов «Стресс и стрессовые ситуации»

1. Понятие стресса

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс?

У стресса есть научное определение. Оно было введено в 1936 году канадским физиологом Г. Селье. Ученый определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».

В середине века Селье изучал стрессы, вызванные большей частью физиологическими причинами, такими как: чрезмерная боль, шум, воздействие экстремальных температур, реакции организма на прием ряда лекарственных препаратов и т. п.

Публикация «Консультация для педагогов „Стресс и стрессовые ситуации“» размещена в разделах

Но у наших современников понятие стресс ассоциируется только с психологическим дискомфортом и с психологическими причинами. Возможно, сейчас это стало более актуальным. И современному человеку, разумеется, неплохо бы всегда помнить, что любая сильная эмоция несет в себе потенциальную угрозу возникновения стресса. Это может быть даже банальное соревнование, где один обязательно выиграет, а другой обязательно проиграет. Причем, надо отметить, что стресс возможен у любой стороны, независимо от результата.

Стресс – (от английского stress – давление, нажим, напряжение) – в психологии, физиологии и медицине – состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта).

Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

Каждый испытывал его, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, что же такое стресс?

На этот вопрос словари и энциклопедии дают следующие ответы:

Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения, вызываемое сильным воздействием.

Данные определения лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. Можно ли жить без стресса?

Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и, конечно же, именно она – главный источник стресса, поэтому полностью избавиться от стресса можно только с приходом смерти.

Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс – положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Итак, стресс является универсальной реакцией живого организма и может оказывать на человека не только отрицательное, но и положительное влияние. Стресс – постоянный спутник нашей жизни, а в некоторых случаях (например, в спорте или при сдаче экзаменов) совершенно очевиден.

Ответная реакция на стресс обостряет внимание, улучшает зрение, ускоряет реакцию, мобилизует силы организма на действие и может привести к облегчению течения многих заболеваний. Но эффекта от стресса можно ждать в тех случаях, если он не ведет к истощению организма, а только мобилизует его на борьбу с внешними отрицательными факторами. В состоянии стресса часто решения и действия каждого отдельного человека могут быть неадекватными и несостоятельными. Допускающий ошибку человек твердо уверен в своей правоте и зачастую не внемлет аргументированным возражениям. Когда утихает чрезмерное эмоциональное напряжение, ошибки становятся понятными.

2. Психологические признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

Эмоциональные признаки. Они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

3. Причины возникновения стресса. Стрессовые ситуации.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Нередко различные неприятности приходят как раз тогда, когда человек их меньше всего ожидает – падают «как снег на голову». В результате – шок, растерянность, паника, гнев, взаимные обвинения. Человек оказывается не в состоянии эффективно противостоять трудностям. Откуда берутся стрессы?

Стрессовые ситуации редко бывают там, где совершенно ясно, как, что и зачем делать. Факторов срыва нет – всё предусмотрено. А там, где знаний недостаёт, есть сомнения, неуверенность, как правило, что-нибудь, да случается. Следом идёт эмоциональная реакция: нетерпимость, возмущение, недовольство, отчаяние, уныние, которые усугубляют дело. А можно ли по-другому?

Таким образом, причиной страданий является не сама ситуация, а восприятие её человеком через призму прошлого отрицательного опыта и эмоций. Интересно, что вредоносный механизм переживаний может продолжать работать независимо от того, продолжаются «неприятности» или нет. Например, человек, вспоминая нанесённое кем-то оскорбление, может избегать встреч и не иметь дел, а его обидчик уже давно раскаялся и готов возобновить дружбу и сотрудничество.

Итак, адекватность поведения человека в сложной ситуации определяется:

во-первых, спокойствием; во-вторых, наличием знаний и жизненного опыта.

Эти два фактора тесно связаны. Люди выходят из равновесия по незнанию, а это и приводит к привычке «распускать себя» - например, безудержно гневаться или унывать и расстраиваться по каждому поводу.

Между тем, возможность научиться постоянно владеть собой есть у каждого, а не только у «суперменов» из фильмов. Для этого нужны:

1. Контроль над ситуацией. «Знал бы, где упадёшь – соломки бы подстелил», - как говорят в народе. А узнать это вполне реально. Ведь проблема не возникает на пустом месте. Поскольку у всего происходящего есть свои причины, большинство сложных ситуаций вполне возможно предвидеть заранее, и подготовиться к ним. Для этого необходимы внимательность ко всему, что окружает и происходит, бдительность, анализ.

2. Самоконтроль. Если стрессы стали обыденным делом – можно работать над укреплением воли.

Если в момент «назревания» очередного срыва вспомнить о том, что «буря чувств» не решит проблему, а в лучшем случае, только отнимет время, то останется всего лишь… остановиться. Чем больше таких остановок, тем меньше вероятность следующего стресса в подобной ситуации. Ничто так не защищает, как способность удерживаться от бурной эмоциональной реакции и дальнейших бессмысленных действий. Так, очень сложно обидеть того, кому не свойственна обидчивость или разозлить добродушного человека. Если нет помех – переживаний, то мысль об оптимальном выходе придёт быстро, останется только привести её в действие.

Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные – потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Все возможные неблагоприятные факторы, встречающиеся в нашей жизни каждый день, вызывают реакцию стресса. Получается, что стресс это не какое-то очень редкое явление, как, к примеру, наводнение или солнечное затмение. Стресс, по сути, либо продолжается, либо возникает достаточно часто. Однако незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосоматических заболеваний.

Болезней, к которым может привести стресс – множество. Это и расстройства сердечно-сосудистой системы (в первую очередь гипертония, и органов пищеварения (особенно язвы желудка, и органов дыхания (особенно это относится к бронхиальной астме, и многих других, включая специфические «мужские» и «женские». Стресс также снижает иммунитет, что приводит к инфекционным, вирусным и онкологическим заболеваниям. Да-да, прямую связь между стрессом и раком подтвердили многолетние наблюдения американских онкологов. Выходит, что не зря утверждает народная мудрость: все болезни от нервов. Кроме многочисленных нарушений в теле человека, стресс нередко приводит к изменениям в психике. И самым распространенным из них, конечно же, является депрессия.

Последствия стресса также неоднозначны, как и его причины. Результат стресса может быть благоприятным – ведь в состоянии стресса все чувства человека обострены, лучше работает мозг, мышцы находятся в тонусе. Для того чтобы такое напряжение не стало для организма разрушительным, необходимо управлять стрессом. Ниже рассмотрим способы и методы управления стрессом.

4. Способы и методы борьбы со стрессом

Активная защита от стресса. Нужно сменить сферу деятельности и найти что-либо более подходящее для душевной гармонии, способствующее улучшению состояния здоровья (музыка, спорт, коллекционирование и т. д.).

Наиболее же действенной считается активная релаксация (расслабление, с её помощью повышается природная адаптация человеческого организма, как психическая, так и физическая.

Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то счастье будет неполным.

Факторов, вызывающих стресс, бесконечное множество, но их источников только два: это происходящие с вами жизненные события и ваше к ним отношение. Причем, второй источник характерен только для человека.

Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс. Ведь стресс есть не столько результат напряженной работы и негативных событий, сколько результат ощущения того, что жизнь слишком сложна и не поддается контролю.

Идея о том, чтобы научиться преобразовывать нечто негативное во что-то позитивное, является своего рода кульминацией умения контролировать стресс.

Во-первых, отвлекайтесь. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда вы о чем-то думаете, вы отдаете объекту мыслей значительную часть своей энергии. Если вы думаете о нем очень много и с «надрывом», то это может привести к настоящей психической травме. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.

В-третьих, действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неуловимая и неукротимая, причиняет многочисленные разрушения вокруг и внутри вас. Но важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая энергия, которая разрушает, может и созидать. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте.

В-четвертых, расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом как расслабление. Ведь наш организм не может одновременно напрягаться и расслабляться.

Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.

Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.

Рассмотрим основные способы борьбы со стрессом:

- релаксацию;

- концентрацию;

- ауторегуляцию дыхания.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Образ жизни – это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т. е. обладаем способностью ауторегуляции.

Итак, если хотим избежать стрессов, можно:

а) везде и всегда быть готовым к возможным трудностям. Выход есть всегда, и не один, только нужно его искать;

б) стараться не попадать в ситуации, способствующие проявлению свойственных отрицательных черт характера. Например: склонным к страху – не ходить без необходимости в тёмное время суток, «агрессорам» - избегать «разборок» и т. д. ;

в) не пытаться добиться своего любой ценой;

г) стараться анализировать и изучать всё происходящее;

д) снять «розовые очки» - не идеализировать людей, дела, идеи, окружающий мир, себя, чтобы не разочаровываться впоследствии;

е) что бы ни произошло, думать не только о себе, но и о тех, кому сейчас нужна наша помощь.

Что делать в стрессовой ситуации:

а) не отчаиваться и не заниматься бесплодным обвинением себя или других;

б) помнить, что всё поправимо. Если невозможно восстановить утраченное – можно пересмотреть своё отношение к произошедшему;

в) не принимать «в горячке» необдуманных решений, типа: уволиться с работы, развестись, уйти из дома, прекратить отношения с другом или родственником и т. д. ;

г) избегать обобщений на свой счёт: «Я неудачник, несчастный человек, хуже других, неисправим, со мной всегда что-нибудь случается»;

д) попросить помощи у тех, кто рядом;

е) постараться найти причины произошедшего, чтобы «несчастный случай» не повторился в будущем.

Список использованной литературы

1. «Теория и практика общения» А. П. Панфилова

2. «Психология общения» Н. Л. Столеренко

3. «Психология общения» Е. И. Рогов

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО» Выступление на семинаре «Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО» Подготовила воспитатель: Захарова М. Н. 2017 Проблемные ситуации.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Консультация для педагогов «Девиант» Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется.

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников» «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место.

Консультация для педагогов. Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность могут помочь.

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду. Способы уменьшить стресс ребёнка» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду» Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление или привыкание организма.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Консультация-практикум для педагогов «Стресс и его последствия» Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов Задачи: • познакомить педагогов с понятием «стресс», с.

Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс МБДОУ «Детский сад «Биик» сЖархан Сунтарский улус Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс Выполнила:.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Стресс и стрессовые ситуации»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 22:17
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД