Папки-передвижки

Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс

Татьяна данилова
Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс

МБДОУ «Детский сад «Биик»

сЖархан Сунтарский улус

Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс

Выполнила: Воспитатель подготовительной группы

Данилова Татьяна Степановна

В настоящее время, в связи с развитием научно-технического прогресса, повышением урбанизации, ускорением темпа жизни, информационной перегрузкой, экологическим неблагополучием увеличивается частота проявлений эмоционального стресса, как у взрослых, так и у детей. Но, в отличие от взрослых, у детей более тяжелые последствия в результате перенесенной травмирующей ситуации.

Публикация «Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс» размещена в разделах

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие. Особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение. Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Наиболее характерной чертой ребенка является его эмоциональность. Он очень живо откликается на негативные и положительные изменения в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер. Они имеют очень большое значение в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако, при определенных условиях, чувства могут играть и отрицательную роль, приводя к невротическим или соматическим расстройствам. Это происходит в тех случаях, когда сила эмоций достигает такой степени, что становится причиной стресса.

Стресс у детей протекает немного сложнее. Наиболее вредоносными для детей являются неблагоприятные психосоциальные стрессоры :

· Пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории.

· Изолированность семьи от ближайшего окружения.

· Неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей.

· Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.

· Воспитание психически больным или неполноценным родителем.

Межличностные: антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной теплоты, жестокость, сексуальные злоупотребления.

· Поступление в детский сад, школу, давление требований учебного процесса, трудности освоения знаний, атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтная обстановка.

· Боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны других людей.

Личностные: переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.

· Миграция, отрыв от родной среды, утрата от социального статуса.

Также стрессоры разделяют на физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затрудненное дыхание и пр.) и психологические (угроза, опасность, обида, информационная перегрузка и пр.). Гораздо тяжелее психологические стрессоры. Особое влияние на детей оказывает семья, где ребенок может также испытывать стресс. Более всего дети подвержены отрицательным воздействиям в следующих семьях

1. семьи с молодыми родителями, социально изолированные, с бедными межличностными связями;

2. родители, которые сами в детстве подвергались насилию, агрессии, оскорблениям;

3. родители, испытывающие стресс из-за трудного финансового положения, бедности, плохих жизненных условий;

4. незрелые, гиперэмоциональные родители, которые могут испытывать алкогольную или наркотическую зависимость;

5. родители с ограниченным интеллектом или имеющие историю психических заболеваний;

6. семья, где один из родителей не является биологическим родителем ребенка

7. неполные семьи;

8. семьи, где по отношению к ребенку использую неадекватные методы воспитания.

Кроме того, стрессорное воздействие на детей могут оказывать и в образовательном учреждении.

Это могут быть:

- нерациональный режим жизнедеятельности,

- дефицит свободы движений,

- недостаточность пребывания на свежем воздухе,

- нерациональное питание и плохая его организация,

- неправильная организация сна и отдыха детей,

- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,

- необоснованное ограничение свободы детей,

- интеллектуальные и физические перегрузки,

- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям или - лучше сказать - общественным требованиям

Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть, благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для "сигналов аварии" в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту? На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, "комок в горле", "каша во рту", колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи (энурез, недержание кала (энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица, мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц - звуки типа "КХ", поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции- кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов- повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.

Эмоциональное развитие дошкольников – это важнейший процесс общего развития детей, он определяет успешность вхождения малыша в школьный коллектив, его реакции на события жизни, и многое другое.

Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается. Только в особо нужных ситуациях и только старшие дошкольники могут сдерживать свои чувства, скрыть их внешние проявления. Источником эмоциональных переживаний ребенка становятся в первую очередь его взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, а также те ситуации, которые произвели на него новое, необычное, сильное впечатление.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний : разочарования, обиды, гнева, оскорблённого самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребёнка, побуждающие ребёнка поступать определённым образом, не всегда легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Очень важно поддерживать положительные эмоциональные состояния детей и близкие детям занятия и игры, в которых эти состояния укрепляются.

Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, один из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными. Но не следует возводить непроходимую стену между этими двумя названными сферами жизни ребё нка: затруднения в контактах с другими людьми неизбежно накладывают отпечаток на внутренний мир ребёнка, так же как особенности его внутреннего мира сказываются на его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод работы с детьми, пережившими стресс

Специалисты в области работы с детьми и подростками, пережившими эмоциональный стресс, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного стресса, а при постоянном эмоциональном стрессе необходима и длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей или коллективом.

В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми и подростками, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее, выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.

1. Основная цель работы психолога и психотерапевта с детьми, пережившими стресс заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.

2. В процессе консультирования этих детей чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога, педагога, родителей с ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке.

3. Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим – ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации стресса. Следовательно, важно подвести ребенка к понимаю того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.

4. Задачи, стоящие перед педагогами, родителями, психологами:

- способствовать уменьшению, у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

- помочь в укреплении чувства собственной значимости;

- сформировать новые поведенческие паттерны;

- способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;

- способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.

5. Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате, нежели в кабинете. Это способствует снятию напряжения с ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией. По данным исследований, игровая деятельность детей, переживших эмоциональный стресс, как правило, примитивна и хаотична, что отражает поведенческие проблемы; также эти дети чувствуют себя бессильными повлиять на поведение окружающих. Следовательно, именно посредством организации игровой деятельности психолог обучает ребенка контролировать свои импульсы, поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми

6. Дети, пережившие глубокий сильный эмоциональный стресс, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога, взрослых.

7. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми и подростками. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника «пустого стула», психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.

Проблема диагностики детской тревожности требует особого внимания со стороны взрослых, так как своевременное выявление ее симптомов, позволят предотвратить негативные проявления тревожности. Основополагающими факторами высокой тревожности у дошкольников могут стать, наряду с нарушениями семейных и детско-родительских отношений, неблагоприятные итоги социальных контактов и влияний окружающей среды. Это особенно значимо в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения, что зачастую совпадает по времени с возрастным кризисом развития ребенка. Наряду с различными факторами, оказывающими непосредственное влияние на формирование высокой тревожности у детей, необходимо учитывать и его индивидуальные особенности : возрастные, психофизиологические, психологические, психогенетические и др.

Сравнивая результаты по «Картам наблюдений» за детьми в начале адаптационного периода (первые две недели) и через месяц посещения ими детского сада. Обследования показали, что только 11,5% детей, начавших могли легко адаптироваться к новым условиям. Результаты основной группы детей – 56,2 % – указывали на средний уровень адаптивности. С осложнениями проходила адаптация к условиям детского дошкольного учреждения у 32,3 % детей в первый месяц посещения.

Определено, что большинство детей испытывают состояние дискомфорта и эмоциональное неблагополучие в первые дни посещения детского дошкольного учреждения. При этом ребенок испытывает тревогу, напряженность, беспокойство или заторможенность, не может уснуть, у него портится аппетит, снижается активность, ухудшается общее самочувствие.

Через месяц было отмечено, что симптомы тяжелой адаптации остались у 8,4% детей. Нельзя не заметить, что наиболее напряженные ситуации касаются засыпания детей. 58,5% детей в начале адаптации медленно и неспокойно засыпают во время дневного сна в детском саду. К концу адаптационного периода эти показатели снижаются до 29%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что одним из ведущих показателей эмоционально-личностного благополучия ребенка могут стать процессы засыпания и сна.

Обобщая полученную информацию, можно говорить о важности этапа поступления ребенка в детское дошкольное учреждение, так как именно в этот период наблюдается резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушения эмоционального состояния малышей, что, в свою очередь, может стать одной из причин тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера.

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционального стресса дошкольников. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Опыт работы воспитателей в детском саду подсказывает, что нельзя упустить благоприятный период в развитии и становлении эмоциональной сферы ребёнка. Следовательно, необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи воспитателей - обеспечить разностороннее развитие детей. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе воспитателей и родителей. Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями педагоги обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Родители приглашаются на просмотр фронтальных и индивидуальных занятий, родителей консультируют, проводят обучение.

Основными методами на таких занятиях выступают: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание к изображаемому предмету, явлению, показ и формирование навыков и умений, обследование предмета. В процессе обследования, наблюдения происходит сочетание восприятия предмета со словесным обозначением предметов, явлений, их свойств, и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.

Особенности работы с детьми, пережившими стресс

Дети дошкольного возраста особенно ранимы, и родители, ощущая ответственность за эмоциональное состояние и здоровье своего ребенка, все чаще обращаются к педагогам детского сада с просьбой помочь сыну или дочери преодолеть ту или иную стрессовую ситуацию. Практика показывает: работа педагога- психолога наиболее эффективна, если он не только оказывает консультативную помощь родителям через информационные стенды, папки передвижки, но и организует занятия с детьми, направленные на регулирование их эмоционального состояния. Занятия с использованием арт – терапевтических приемов проводятся с целью оказания помощи детям:

- при адаптации к новым жизненным обстоятельствам

-начало посещения ДОУ

- рождение сестры или брата

- переезд на новое место жительства

-при переживании любых травмирующих ситуаций

- развод родителей

-жестокое обращение со стороны взрослых

-утрата близких

- в гармонизации эмоционального состояния

- обидчивости

- конфликность

- в обретении уверенности в себе.

Цель: Создать условия для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Задачи, стоящие перед педагогом : способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, развивать коммуникативные навыки, повышать самооценку детей, способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими, развивать мелкую моторику рук, воображение

Стрессы возникают по вине самих родителей, идея составленной разработки – предупредить возможность проявления стресса и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.

Работа по устранению стрессов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми и родителями, и составлена на основе реализующих задач. Вся работа взрослых направлена на то, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают, любят таким, каков он есть. Ребенок должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые, они любят его и помогут расти ему умным, добрым, счастливым, помогут разобраться в различных жизненных вопросах, помогут в приобретении положительного социально-нравственного опыта. В настоящее время проблемами адаптации детей к новому микросоциуму, в условиях детского дошкольного учреждения занимаются многие отечественные ученые и практики. Е. И. Рогов, Е. О. Смирнова, В. И. Гарбузов, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, Н. И. Гуткина, А. И. Захаров и др. Чьи труды составляют основательную базу для определения и решения данного вопроса.

Таким образом, можно сделать вывод, что стресс отрицательно влияет на организм ребенка, особенно эмоциональный, который негативно сказывается не только на здоровье, но и на психологическом, личностном развитии ребенка, его дальнейшем будущем. Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого золотого правила нормы- периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека, даже в самых острых конфликтных ситуациях, не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями. Именно вследствие этого, взрослые должны тщательно следить за состоянием детей и стараться не допускать их эмоциональных срывов, так как это может отрицательно сказаться на их физическом и психическом здоровье. Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционального стресса дошкольников. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе воспитателей и родителей. Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями педагоги обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.

Публикации по теме:

Презентация «Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте» Установление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.

Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия детей.

Консультация для родителей «Сказка — способ общения с детьми» СКАЗКА - СПОСОБ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В настоящее время в психологии часто практикуется одно из направлений арт-терапии — «сказкотерапия». Сказкотерапия.

Консультация-практикум для педагогов «Стресс и его последствия» Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов Задачи: • познакомить педагогов с понятием «стресс», с.

Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения» Основная часть Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения.

Общие принципы общения родителей с детьми Общие принципы общения родителей с детьми. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕНИИ. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития.

Особенности общения в дошкольном возрасте Совершенствование предметно - содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным для овладения навыками общения. Необходимо.

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми Статистические данные, проведенные в начале года, о составе детей, посещающих наше учреждение, свидетельствуют о значительном увеличении.

Эмоциональный интеллект педагога 1. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 11:41
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД