Анастасия Казакова
Строительно-конструктивная игра по программе «Детский сад — дом радости» Н. М. Крыловой
▼ Скачать + Заказать документы
В программе Н. М. Крыловой "Детский сад - Дом радости" отводится большое место строительным играм и конструированию.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Публикация «Строительно-конструктивная игра по программе „Детский сад — дом радости“ Н, М, Крыловой» размещена в разделах
- Детский сад. Наш любимый детский сад
- Дома, улицы, город. Конструирование
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Темочки
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Она отличается от конструктивной деятельности своим результатом: постройка не цель, а средство развития игрового образа (в конструировании нужно создавать фасад здания, по которому будет узнаваться его назначение, - театр, а в строительной игре фасадная постройка театра всего лишь средство для создания образа площади, украшающей город).
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой игрой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, железные дороги, дома, театры, дворцы и многое другое. В строительных играх они не только отражены окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков – у них возникла необходимость построить пароход, игра в детский сад или в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Но строительная игра может возникать и как самостоятельная игра, а затем на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая игра. Например: дети строят театр, а потом играют в артистов.
Различаются следующие виды строительного материала : - специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Старинный замок», наборы типа «Юный архитектор», конструкторы);
- природный (песок, снег, камни, глина и др.);
- бросовый (доски, ящики, коробки, бумага и др.).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).
Наличие игрового замысла, свободное его развитие, вариативность решения – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.
Детское конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.
По программе Н. М. Крыловой "Детский сад - дом радости" – дети дошкольного возраста выполняют коллективные постройки по чертежам, по схемам, по фотографиям. Виды конструирования:
- Конструирование по образцу - самый распространенный вид конструирования. Он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность действий.
- Конструирование по заданной теме - подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но ограниченной темой.
- Конструирование по замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно, ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, набирает материал, реализует замысел.
- Конструирование по условиям заданным «архитектором», воспитателем - содержит большие развивающие возможности. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
- Конструирование по моделям - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыто (модель дивана, ворот, автомобиля).
Дети могут объединяться в небольшие подгруппы и выполнять общий коллективный замысел, где при строительстве каждый ребенок выполняет свою задачу.
При правильном руководстве строительно-конструктивные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, архитекторов, стараются в своих постройках сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь, делятся строительным материалом. Эти игры способствуют эстетическому воспитанию и развитию детей. На экскурсиях, во время целевых прогулок воспитатель знакомит их с новыми постройками, архитектурными особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, прочность, красоту. Наблюдение за работой строителей дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремление внести украшающие детали и этим воспитывает художественный вкус детей. При анализе и самоанализе построек детей отмечают, выполнены ли все «законы» строительства (прочность, удобство, красота).
Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.
В младшей группе строительная игра как самостоятельная возникает, как только малыш овладевает умением строить какое-то сооружение.
Вдохновение ребенок черпает в сюжете, связанном с заботой о ком-то (лошадка, для нее надо построить конюшню; корова, для нее нужен хлев; матрешка, для нее нужен дом
В средней группе строительные игры вместе с напольным и настольным строительным материалом становятся любимыми, особенно у мальчиков. Дети создают пространство, где людям удобно жить, работать, и отдыхать (школа, детский сад, больница, театр, вокзал и т. д.). Особую тематику составляют сказочные деревни, где живут герои сказок «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя» и другие. Важно отметить бережное отношение к постройкам сверстников, быстрое и дружественное исправление их случайного разрушения.
В старшей и подготовительной к школе группах ребенок, ребенок овладев конструированием на уровне самостоятельности и творчества, с удовольствием включается в разнообразные объединения со сверстниками для сооружения города, деревни, заводов.
В технологии предлагаются разнообразные сценарные разработки по руководству воспитателем данной темы.
В детском саду имеется пособие, а также диск «Как вырастить архитектора собственной жизни, или Конструирование, строительная и режиссёрская игра у дошкольников» Н. М. Крылова. В книге раскрываются возможности конструирования и строительной игры в жизни дошкольников – и в детском саду, и в домашних условиях.
В нашей группе проводится кружок по развитию конструктивно – строительных навыков у дошкольников. Развиваем творческие способности с природным, бросовым, строительным материалом, развивающим набором Фребеля, пособием «Логико – малыш», «Квадратом Воскобовича».