Папки-передвижки

Сущность и характеристика подвижных игр

Берсенева Елена Павловна
Сущность и характеристика подвижных игр

Сущность и характеристика подвижных игр

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [23, с. 39].

Публикация «Сущность и характеристика подвижных игр» размещена в разделах

Под игрой вообще понимается занятие, обусловленное совокупностью правил, приемов и служащее для заполнения досуга, развлечения. Помимо этого игра трактуется как деятельность, занятия детей или занятие, являющееся видом спорта.

Игра — это исторически сложившееся общественное явление, отдельный специфический вид деятельности, свойственный человеку. Игра, как деятельность отличается многообразием. Это и детские игры с игрушками и без них, настольные игры, игры-хороводы, подвижные и спортивные игры. Игра представляет собой относительно самостоятельную

деятельность детей и взрослых, в которой удовлетворяется мотивированность и осознаваемая потребность людей в познании неизведанного, в развитии духовных и телесно-двигательных возможностей. Современная игра является средством самопознания ребенком игры, его социального воспитания, средством спортивной деятельности. Игровая деятельность как элемент социальной культуры — средство и способ формирования личностной физической культуры. Игровая деятельность — важнейшая возможность воспитания подрастающего поколения. Игра, как правило, обусловлена личностным и коллективным целеполаганием,

6

многообразием мотивированных действий, реализацией индивидуальных целевых установок и ярким стремлением реализовать центральную идею игры, достигнуть поставленную цель [23,55].

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний [23,56].

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. [16,21]

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.

7

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. [16,26]

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод… Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.

Несюжетные подвижные игры ( игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры – эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п., игры – забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели [. [16,29]

8

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. [16,35]

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определённым признакам (по степени сложности их содержания; по возрасту занимающихся с учётом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным вступлением в соприкосновение, игры с непосредственной борьбой «соперников») [16,41].

Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие

9

условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствия. В ходе игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе). [16,43]

Интересные игры создают доброе радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. [16,43]

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Библиографический список

1. Алябьев Е. А. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. – № 4. – С.

2. Бабаева, Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду: метод. советы к программе «Детство» / Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 87 с.

3. Дедулевич М. Н. Играй -- не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. --

М. : Просвещение, 2011

4. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 4. – с. 10-14.

5. Буре Р. С Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24с.

6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Спб. : Питер, 2015. – 464с. : ил. -

(Серия «Учебник для вузов»).

7. Зорина Н. Л. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. – № 9. – С. 21-26.

8. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8-23

9. Изотова Л. В. Воспитание ребенка в игре — М. 1975

10. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. / Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений 2002. - 416 с 21. Коломийченко,

Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2016. -

160с. 66 22. Коломийченко, Л. В.

24

11. Коломийченко, Л. В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 26. Кошелева, А. Д. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками / А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.

12. Кошелева А. Д. О культуре поведения и этикете. Дошкольное воспитание №10 – 2003. – 103с.

13. Карташова Л С Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх — Куйбышев 1997

14. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. : 2001. – 100с.

15. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности. – М., 1985г.

67 Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – Спб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.

16. Лесгафт П. Ф. Вопросы психологии ребенка дошкольного

возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. : Международный

Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с. : ил.

17. Лямина Г. М. Соотношение моральных представлений и моральных причин в поведении детей / А. А. Люблинская // Нравственное воспитание дошкольников. – М., 1970. – С. 26-34

18. Мухина В. С. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного

возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2014.

19. Неверович, Я. З. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности / Я. З. Неверович // Эмоциональное развитие дошкольника пособие для воспитателей дет. сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. –

С. 29-44. 37

20. Рубинштейн С. Л., А. З. Роль игры в нравственном воспитании в

формировании личности. // Классный руководитель. – 2001.- №6. – С. 11-14.

25

21. Роль подвижной игры в нравственном воспитании в формировании личности. Каптерев П. Ф. Дошкольное воспитание. М., – 2015.

- №4. – 103с

22. Рувинский Л. И. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2014. - 79 с.

23. Сухомлинский В. А. Вопросы психологии ребенка дошкольного

возраста: подвижные игры [Текст] : УМКД / Академия ВЭГУ, 2012. - 67 с. ;

24. Теория и методика преподавания подвижных игр [Text] : pk / сост. А. Ю. Костарев, И. В. Сенов. - Уфа : Вост. ун-т, 2005. - 16 с. - Б. ц.

25. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 №7

26. Хухлаева О, Хухлаев О. Первушина И. Маленькие игры в большое счастье —М. Эксмо-Пресс 2001

27. Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999

28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

29. Якобсон, С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.– С. 34-42 52.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу»Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.

Маски для подвижных игр своими руками ко Дню летних подвижных игр на МAAMМаски для подвижных игр своими руками ко Дню летних подвижных игр на МAAM Летом большую часть времени дети в детском саду проводят на улице, на участке детского сада. На свежем воздухе очень полезно играть в подвижные.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность и характеристика подвижных игр
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 13:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД