Получи документы

Сущность понятия «образовательная среда»

Любовь
Сущность понятия «образовательная среда»

Термин «среда» многогранен.

Среда – совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, поэтому его сущность неоднозначно трактуется различными авторами.

В европейском сообществе используется термин не «среда», а «окружение», под которым понимается совокупность элементов, при сложении своих отношений составляющих пространство и условия жизни человека.

В Большой современной энциклопедии, например, среда определяется как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Публикация «Сущность понятия „образовательная среда“» размещена в разделах

По мнению В. В. Рубцова, среда – это мир человека, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах, этой мыслью автор подчеркивает особую роль социальной общности как среды человека.

В. А. Ясвин, анализируя содержание термина «среда», определяет его как естественное и социальное окружение человека, обладающее комплексом влияний и условий, а с психолого-педагогической точки зрения это возможность развития личности.

Образовательная среда – понятие, которое в последнее десятилетие широко используется при обсуждении и изучении проблем образования, появился термин «феномен образовательной среды», подтверждающий ее многоаспектность и неопределенность. Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др., так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.).

Исследуя содержание и характеристики образовательной среды, ученые по-разному подходят к этому вопросу. С одной стороны, ее рассматривают как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности обучающегося. С другой стороны, ее представляют, как категорию, характеризующую развитие человека, что определяет ее целевое и функциональное назначение.

Специфика образовательной среды определяется :

– типовыми и видовыми особенностями образовательной организации;

– системой организации жизнедеятельностью ребенка;

– группами детей – учебных классов, временных детских коллективов (отрядов, клубов и объединений детей по интересам); наличием «лидеров» и «отстающих»; включенностью ребенка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищенности ребенка в них;

– социальными контактами субъектов образовательной организации (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, авторитарность и т. п., личный пример, опыт);

– информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, законы и т. п.);

– фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам;

– предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;

средствами наглядности в образовательной организации (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т. е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие);

– материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).

Структура образовательной среды образовательной организации, по мнению С. В. Тарасова, обобщенно включает в себя три компонента: пространственно-семантический, содержательно-методический; коммуникационно-организационный.

Пространственно-семантический компонент представляет собой архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательной организации.

Содержательно-методический компонент раскрывает содержательную сферу (концепция жизнедеятельности образовательной организации, концепция и программа воспитательно-образовательной работы, программы дополнительного образования); технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательной организации.

Коммуникационно-организационный компонент представляет собой особенности субъектов образовательной среды образовательной организации, коммуникационную сферу, организационные условия.

Другой взгляд на структуру образовательной среды представлен в работах Г. А. Ковалева. Он выделяет три основных взаимосвязанных параметра: «физическое окружение» (архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий и т. д.); «человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности учащихся и учителей и т. д.); «программа обучения» (деятельностная структура, стиль руководства деятельностью детей и т. д.).

В. А. Ясвин в образовательной среде отмечает иные компоненты: пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика); социальный (определяется особой формой детско-взрослой общности) и технологический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения).

Исследования Е. А. Климова представляют структуру образовательной среды в следующем составе :

– социально-контактная часть среды (личный пример, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения;

– информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав детского сада, традиции, правила личной и общественной безопасности);

– предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).

Психолого-педагогические исследования рассматривают образовательную среду в различных аспектах и вариантах, но наиболее часто фигурируют понятия – развивающая образовательная среда, психологически безопасная образовательная среда, информационно безопасная образовательная среда, экологически безопасная образовательная среда, здоровьесберегающая образовательная среда, физически безопасная образовательная среда. Рассмотрим характеристики каждой из них.

Теория развивающей среды была представлена в учениях Жан Жака Руссо, который считал, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». По мнению философа, система воспитания только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта.

В отечественной педагогике проблемами развивающей среды занимались многие ученые: П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, среда его существования – предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.

Особое место проблема создания развивающей среды, в которой оптимальным образом взаимодействуют школа, природная и социальная среда, занимала в педагогической теории и практике С. Т. Шацкого. Он считал, что развивающее влияние среды будет тем выше, чем активнее включаются дети в ее изучение и преобразование. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности – трудовой, физический, умственный, игровой и др., школа должна быть инициатором «социокультурных изменений», «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования».

По мнению М. Н. Поляковой, развивающая среда в самом широком (социальном) контексте представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках. Обогащенное развитие – это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким потенциалом познавательного и личностного развития обладают дети, находящиеся в условиях развивающей среды.

В последнее время все чаще говорят о психологической безопасности образовательной среды. Т. С. Кабаченко предлагает рассматривать психологическую безопасность как «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)».

Психологическая безопасность как состояние сохранности психики предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Проблема психологической безопасности тесно связана с актуальными неблагоприятными воздействиями на личность (угрозы) и соответствующими прогнозируемыми факторами (риски). Поэтому, рассматривая защищенность личности от неблагоприятных воздействий, мы должны рассматривать ее в тесной связи с условиями ее функционирования. Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, а также сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Таким образом, психологическая безопасность – это:

– состояние сохранности психики человека;

– сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

– устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защищаться от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения;

– возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

– состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Вопросы, связанные с анализом психологической безопасности, поднимаются специалистами в контексте информационно безопасной образовательной среды (Г. В. Грачев, В. Е. Лепский, Т. С. Кабаченко). Информационно-психологическая безопасность понимается как состояние защищенности отдельных лиц и/или групп от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Информационно безопасную образовательную среду (информационно-образовательную среду) исследователи представляют с различных позиций: как новую педагогическую систему; как учебно-методический и организационный комплекс; как педагогическое явление, связанное с новыми знаниями, фактами, информацией, культурой.

Под единой информационно-образовательной средой можно понимать основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, обеспечивающую едиными технологическими средствами информационное сопровождение детей, педагогов, родителей, администрацию образовательной организации.

Исследования последних лет дают возможность говорить о создании экологически безопасной образовательной среды.

Под экологически безопасной образовательной средой, по мнению Е. А. Алисова, понимается система психолого-педагогических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности и ее защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальности взаимодействия с миром природы. Экологическая безопасность предполагает состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов личности от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В контексте педагогического процесса экологическая безопасность образовательной среды приобретает большое значение, особенно с учетом гуманитарных характеристик экологической безопасности: культурологических, нравственных, психологических, здоровьесберегающих, отвечающих общекультурному пониманию мира природы. Риски нарушения экологической безопасности образовательной среды могут быть связаны с ребенком, педагогом, семьей, с управлением образовательной организацией, особенностями взаимоотношений с социальным, пространственно-предметным, природным окружением.

Наряду с понятием безопасности образовательной среды существует понятие состояние комфортности образовательной среды. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья обучающихся условий внутренней среды образовательного учреждения, одним из которых является комфорт. Ведь от того, насколько человеку комфортно в детском саду, школе, колледже, вузе, зависит качество образования и психологическое здоровье воспитанников.

Комфортность и безопасность образовательной среды образовательной организации обеспечиваются единством действий всех участников образовательного процесса. Создание комфортной и безопасной образовательной среды возможно не только в результате усвоения необходимых знаний ее участниками о сущности безопасной жизнедеятельности, но и формирования умений в ее организации.

На сегодняшний день актуальной проблемой в педагогике является изучение влияния опасностей педагогического характера на образовательную среду и образовательную систему, в частности.

Опасность педагогического характера (далее - ОПХ) – негативное воздействие на образовательные системы, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб (вред, придающий их развитию регрессивный характер.

Говоря о сущности понятия «опасность педагогического характера», следует указать, что она заключается в самом негативном воздействии на образовательные системы, сообщая их развитию регрессивный характер.

Примерами наиболее ярких опасностей педагогического характера являются:

формирование ложных целей развития отдельно взятых образовательных систем и системы образования государства;

полное отвержение инновационных подходов в развитии образования (застой педагогической науки);

внедрение подробно не изученных инноваций в процесс обучения и воспитания;

увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами;

частая смена нормативно-правовых требований к образовательному процессу;

использование антипедагогических (способных разрушить фундамент педагогической науки) методов, форм и способов обучения (воспитания) и т. д.

Публикации по теме:

Образовательная среда для сенсорного развитияОбразовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Фотоотчёт «Образовательная среда в группе»Фотоотчёт «Образовательная среда в группе» Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я хочу познакомить вас с нашей новой группой. Переезд состоялся в середине мая 2020 года. Наши детки.

Образовательная среда «Наш осетинский уголок»Образовательная среда «Наш осетинский уголок» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию наш национальный, а точнее осетинский уголок. Он создан для формирования гармоничной.

Образовательная среда. Центр «Литература»Образовательная среда. Центр «Литература» Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития.

Образовательная среда группыОбразовательная среда группы Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. Развивающая образовательная среда.

Образовательная среда музыкального залаОбразовательная среда музыкального зала Музыкальный зал-отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, не раздражающее цветовое.

Образовательная среда по экологическому воспитанию в ДОООбразовательная среда по экологическому воспитанию в ДОО Одно из требований ФГОС ДО - правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Уголок природы в групповой комнате.

Образовательная среда в ДОУ «Спортивный уголок»Образовательная среда в ДОУ «Спортивный уголок» Спортивный уголок в детском саду один из самых важных. Каждый из нас знает, что заниматься физкультурой очень полезно. Особенно полезно.

Образовательная среда в старшей группе ДОУОбразовательная среда в старшей группе ДОУ Образовательная среда в старшей группе МБДОУ. (Продолжение) Цель: Поделиться опытом работы оформлением группы с коллегами Образовательная.

Развивающая образовательная среда в средней группеРазвивающая образовательная среда в средней группе Развивающая образовательная среда в средней группе В этом году мои ребятки подросли, и мы переехали в новую группу. Чтобы детям было комфортно.

Автор публикации:
Сущность понятия «образовательная среда»
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 22:17
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД