Папки-передвижки

Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи

Галина Мануйлова
Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи

Речь – это важнейшая творческая, психическая функция человека, один из видов коммуникативной деятельности, который использует человек для общения средством языка с другими членами языкового коллектива. Функции речи у дошкольника развиваются параллельно с мышлением. Они тесно взаимосвязаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Процесс овладения речью творческий и сложный, но необходимый для того чтобы ребенок как можно раньше начал говорить правильно и красиво.

Публикация «Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи» размещена в разделах

Связная речь является предметом изучения разных наук: психологии, психолингвистики, лингвистики, нейропсихологии. «Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий» [1]. Понятие и проблема развития речи и речевого общения в дошкольном детстве с психологической точки зрения раскрыты в разное время в работах таких авторов как, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин и других педагогов, психологов и научных деятелей. Лингвистическая основа языка и речи - это грамматика, лексика, фонетика. Лингвистической стороной речи и языка занимались такие авторы как Ф. А. Сохин, Н. А Стародубова, О. С. Ушакова, А. Н. Гвоздев, В. А. Звегенцев.

Многие авторы давали свое определение понятия «связной речи». Рассмотрим некоторые из них.

«Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание» говорится в методиках Н. А. Стародубовой.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн- «это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Значит речь должна быть понятной собеседнику или слушателю.

«Связная речь-это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания» [12].

«Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же совершенствует свою речь, учась мыслить», считал Ф. А. Сохин.

«Под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое», дает свое определение А. В. Текучев.

Язык и речь возникли в деятельности, и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. В современном мире усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности. В раннем детстве речь любого ребенка, как средство общения с окружающим миром, связана с его практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребенка дошкольного возраста в большинстве случаев, осуществляется совместно со взрослыми и при их помощи, поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи ребенка особую форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой диалог - ответы на вопросы взрослого или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе игровой или познавательной деятельности, или требование об удовлетворении потребностей и наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, важное внимание нужно обратить на умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому. Связная речь по мнению Н. П. Ерастова, «характеризуется наличием основных групп связей : логическая, функционально стилевая, психологическая, грамматическая. Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка». Связная речь-это наиболее сложная форма речевой деятельности у дошкольника. Она носит форму последовательного развернутого, систематического изложения.

Основная функция развития связной речи у старших дошкольников – создание коммуникаций. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности и несмотря на различия, тесно связаны с друг другом. В научной литературе диалогическую и монологическую речь рассматривают противопоставляя. Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, цепи речевых реакций, осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов или в виде разговора или беседы двух, или нескольких собеседников, например, в игровой деятельности. Опирается диалог на общность восприятия участников, общность ситуации и знание темы речи. Главной особенностью диалога является чередование говорения с прослушиванием собеседников. Особенность диалогической речи у старших дошкольников является: отвлечение от темы, неумение составлять правильные вопросы, неумение слушать собеседника.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение каких-либо фактах реальной действительности, протекающее долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, то есть ответ. Монолог – это усложненный вид связной речи. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации, поэтому высказывание содержит более полную формулировку. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе текст должен иметь начало, продолжение и конец.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном возрасте. Обучение связной речи можно рассматривать с двух сторон: как цель и как средство практического овладения родным языком. Овладение разными сторонами речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи помогает самостоятельно использовать ребенком отдельные слова и синтаксические конструкции. В современном мире овладение речью является одним из важнейших условий становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития. Современное - значит начатое с первых дней жизни ребенка. Полноценное овладение - значит достаточное по объему и возрасту языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью по максимуму, в каждой возрастной категории. Особое внимание к развитию связной речи ребенка с первых дней жизни особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования (от рождения и до 7 лет) очень легко поддаются тренировке. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром : коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Обучение по развитию связной речи должно строится с учетом возрастных особенностей детей, так же важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка (индивидуально-типологические особенности, определенные наследственные особенности, интеллектуальные способности, эмоциональность, точность и правильность звукового и грамматического строя речи).

Публикации по теме:

Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь» «Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста». Сущность понятия «связная речь» состоит в том что- связная.

Картотека игр по развитию речи «Развиваем речь, играя» для детей 5–6 лет "Чьи покупки?" Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Красивая речь» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Связная речь» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы с применением настольного театра».

Консультация для родителей по развитию речи на тему «Как развивать речь детей 4–5 лет» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.

Консультация для родителей «Связная речь» Консультация для родителей " Совершенствование связной речи у дошкольников» Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем.

Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем» Тема проекта: «Играем — речь развиваем» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная.

Связная речь дошкольников в игровой деятельности Развитие связной речи детей - центральная задача речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования. Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя.

Викторина по здоровому образу жизни «Слабое звено» Викторина по здоровому образу жизни в старшей группе «Слабое звено» Цели: 1. Закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи
Опубликовано: 16 июля 2019 в 23:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД